Леонардо Да Винчи

Статьи по культурологии » Леонардо Да Винчи

Страница 8

Обвинить Леонардо в лености мог только человек , который ни чего не мыслил в работе гения . Леонардо написал свое творение за три года , и весь это срок картина не выходила из его головы. Итальянский писатель Маттео Банделло , который в детстве посещал монастырскую школу и наблюдал Леонардо за работой , описывал его так : «Он часто приходит в монастырь на рассвете … Торопливо взобравшись на леса ,он прилежно трудится до тех пор , пока наступившие сумерки не заставят его остановиться ; при этом он совершенно не думал о еде – так был поглощен работой . Иногда Леонардо оставался здесь дня на три – четыре , не притрагиваясь к картине , только заходил и по несколько часов стоял перед ней ,скрестив руки и глядя на свои фигуры так , будто критиковал самого себя».

Моделями апостолов послужили живущие рядом люди , и Леонардо окружил их предметами повседневного быта , совершенно не заботясь о какой – либо архаике . Он рисовал на более узкой стене трапезной монастыря. Напротив , на возвышении стоял стол настоятеля . Между ним и живописью располагались столы монахов . На картине и скатерть , и ножи , и вилки , и посуда такие же , какими они пользовались. Леонардо подводил их к мысли о том , что здесь , в этом самом месте , Христос присутствует , как духовный настоятель и ест ту же пищу , которую едят они . Впечатление от работы , которая была завершена в 1498 году , было потрясающим : происходило смешение реальности и иллюзии , комната становилась как бы продолжением живописи .

Из двух проблем , с которыми веками сталкивались авторы « Тайной вечери» ,проблему выделения Иуды , Леонардо разрешил с наибольшей легкостью. Он поместил Иуду с той же стороны стола , что и остальных , однако психологически отделил его одиночеством , которое гораздо более сокрушительно , чем просто физическое отстранение . Мрачный и сосредоточенный ,Иуда отпрянул от Христа . На нем как бы вековая печать беды и одиночества . Другие апостолы , вопрошающие , протестующие , отрицающие , все еще не знают , кто из них предатель , - зритель узнает это сразу .

В расположении фигур , которые в полтора раза больше естественных , Леонардо использовал свои математические знания . В центре – Христос , с руками , разведенными в стороны и лежащими на столе, - зрительно вписывается в треугольник ; воображаемая центральная точка – как раз за Его головой , а над ней свет , льющий из главного окна . Двенадцать апостолов разбиты на две группы , по шесть ; вместе с Христом они составляют композицию из трех групп. Однако группы апостолов разбиты еще и на подгруппы: их четыре в каждой .

Традиционная интерпретация картины такова: Христос только что произнес слова «Один из вас предаст Меня». Леонардо запечатлел это напряженное мгновение навеки . Апостолы реагируют на слова Христа удивительно разнообразными позами и жестами , являя нам свое душевное состояние , - или , как иногда неудачно переводят , «состояние умов».

Кроме трагизма драматического момента ,Леонардо ,очевидно , имел в виду и другое , более глубокое значение происходящего. Одно из этих значений связано с жестом Христа во время Тайной вечери – утверждением святого причастия : «И когда они ели , Иисус , взяв хлеб … дал им и сказал : примите ,ядите; сие есть Тело мое. И взяв чашу… сказал им : сие есть кровь Моя…». Его жест предполагает полную покорность окружающих Его Божественной воле ,так что и предательство , и распятие воспринимаются как предопределенные . «Это символ не приходящей мечты человека о спасении» - Лука Пачоли.

Вся картина считается шедевром линейной перспективы. Перед Леонардо была поставлена проблема, связанная с размерами стены. Андреа дель Кастаньо ,столкнувшийся с подобной проблемой , в начале нарисовал фон , а после фигуры. От этого Христос и апостолы предстали в монотонном ряду , словно пассажиры метро. Леонардо решил нарисовать сперва фигуры ,а после весь фон , благодаря чему ограничения , связанные с высотой стен были сняты.

Как и предполагалось по замыслу , «Тайная вечеря» получилась такой , что ее не с чем было сравнивать . Леонардо работал не в технике афреско,а темперой, используя все богатство цвета , которое она предоставляет. Ему предстояло рисовать на каменной стене, и он счел необходимым сперва покрыть ее специальным составом , который укрепит грунт и защитит картину от сырости . Леонардо сделал состав из смолы и мастики – и этим положил начало одной из величайших трагедий в истории искусства. Трапезная Санта Мария делле Грацие была наскоро отремонтирована по приказу Сфорца : строители заполнили внутристенные пространства удерживающим сырость щебнем, но кислоты и соли со временем начали проступать на извести и на старом кирпиче. К тому же монастырь располагался в низине – Гете заметил, что в 1800 году, после сильного ливня, в комнате стояла вода , затопившая ее примерно на пол метра , и предположил , что известное по хроникам наводнение 1500 года послужило причиной того же , если не большего потопа. Сырость и разъедающие выделения из стен неумолимо делали свою работу : краски начали отслаиваться. В 1556 году картину обследовал Вазари . Он написал : « Ни чего не видно , кроме грязных пятен» . Столетие спустя появилась запись , что на стене практически не возможно разглядеть нарисованного , кроме отдельных деталей .

Страницы: 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13

Поплярное на сайте:

Картины Леонардо да Винчи
“Дева и ребенок с младенцем Джоном “Мона Лиза” 1503 г. Баптистом и св. Анной “ “Голова молодой женщины" “Мадонна с младенцем” “Тайная вечеря” 1495-1497 ...

Холодный батик
Основан на контурном нанесении резервирующего состава на ткань. Рисунок при этом способе росписи строится так, чтобы контур, наносимый резервирующим составом, образовывал замкнутые формы геометрического или растительного орнамента. Следу ...

Выполнение росписи серии деревянных пасхальных яиц по теме: “Житие Иисуса Христа”
В качестве художественно-творческой части работы выбрана роспись серии деревянных пасхальных яиц на тему “Житие Иисуса Христа”. Человечество давно научилось использовать природные материалы для удовлетворения своих потребностей. Для худо ...