Гений Леонардо был великим, поэтому за восемь лет он завоевал доверие миланского герцога Сфорца. Но при дворе его таланты не использовались на полную мощь. Да Винчи выступал, как лютнист и певец, декламатор, сочинитель баллад и сатир. В то время, когда он был увлечен фривольными развлечениями двора, в заметках появлялась мысль о быстротекущем времени: «Речная волна, которую ты осязаешь рукой ,является последней ,которая уже утекает и первой ,которая только примчалась : то же происходит и со мгновениями времени».в 1490 году Сфорца отправил да Винчи в Павию ,чтобы последовать его совету о строении церкви. Леонардо обратился к мыслям, которые больше всего его занимали. Именно в это время уже в Милане появляются первые пространные записи ,вместе с живописью составляющие его главное наследие. Он вел свои записи до конца жизни ,перемежая их с чужими. Страницы записей были перепутаны ,но Леонардо надеялся привести все в систему , о чем говорит запись 1508 года.
Свой « Трактат о живописи» да Винчи начал писать по просьбе Сфорца ,который пожелал узнать какое из двух искусств – живопись или скульптура – более благородно. Но Леонардо ,как это часто бывает не довел своего замысла до конца ;он все же продолжал исправлять свой трактат даже перед смертью.
Вследствие неумелой политики ,Сфорца был свергнут и взят в плен. Леонардо еще некоторое время оставался в Милане. Он сделал несколько бесстрастных записей по поводу обрушившихся на герцога бедствий, завершив их словами :»Герцог потерял свое положение ,свои владения и свободу и ни одно из своих начинаний не увидел осуществленным». Затем ,вместе с Лукой Пачоли и Салаино Леонардо отправился во Флоренцию ,по пути завернув в Мантую и Венецию для осмотра достопримечательностей.
Кому – то может показаться ,что семнадцать лет ,проведенных Леонардо при дворе Сфорца были растрачены зря ,если вспомнить о машинах ,которые никогда не были построены ,идеях ,которые никогда не были воплощены в жизнь. Однако именно в это время да Винчи создал свою грандиозную «Тайную вечерю»,рядом с которой обычная жизнь простых людей может показаться потраченной попусту. Картина была написана мастером быстро ,пред тем ,как он успел покинуть Милан . Однако его художественный гений и до того не оставался бездеятельным. Луврский вариант «Мадонны в скалах» видимо был написан в начале своего пребывания в Милане , а в 1483 году ,когда он прожил здесь уже около года ,начал воплощать мечту Сфорца – ваять «Коня»,который в каком то смысле был и его мечтой. Но работа над «Конем» все время прерывалась – прежде всего из – за неспособности задерживаться долго на одной и той же работе , а так же из – за постоянных требований Сфорца обратиться к другим делам. Одно время Леонардо был придворным портретистом : первая его работа в этом качестве – портрет любовницы Лодовико Цецилии Галлерани ,написанный , очевидно, в 1484 году.
Цецилии было всего семнадцать лет ,когда ее соблазнил Лодовико . Она родила ему сына и заняла самое высокое положение при его дворе. Портрет «Дама с горностаем» превосходно отражает те качества, которым, видимо, была наделена эта женщина. Выражение ее интеллигентного лица проницательное и сосредоточенное ,пальцы у нее длинные и чувствительные – такие бывают у музыкантов или развратников . Задний фон переписан художником Амброджо да Предисом , с которым Леонардо сотрудничал ;в результате лицо резко контрастирует с черным фоном безо всякого сфумато или светотени Леонардо. Однако моделировка лица и горностая выдают авторство: сложный поворот головы дамы, змеевидная поза зверька могли быть изобретены только Леонардо. Величина горностая и близость его острой недоброй мордочки к шее вызывают чувство тревоги. Не вызывает сомнения и то ,почему да Винчи изобразил это животное на своей картине. В одной старинной книге горностай описан ,как животное крайне чистоплотное : «Он предпочитает смерть грязной норе».
В последующем Цицилия Галлерани была замещена в сердце Сфорца сперва женой , а потом и новой любовницей Лукрецией ,чей портрет Леонардо тоже написал. Местонахождение картины не определено . Некоторые считают ,что это тот самый портрет ,который хранится в Лувре под названием «Прекрасная Ферроньера» . Не лучшее произведение Леонардо , в целом выполненное небрежно ,за исключением тех деталей ,которые вызывали в художнике особый интерес. С особой тщательностью прорисованы только ленты, спадающие на плечи дамы.
Поплярное на сайте:
Между живописью и скульптурой
«Он с самого начала точно знал, что сила его – скульптура, ибо даже когда он чувствовал склонность к живописи, он все же не хотел ограничиваться только ею. Можно сказать, что его живопись была чистейшей воды развлечением». Этим заявлением ...
Роль государственного служащего в урегулировании
взаимоотношений между государством и обществом
Французские просветители на многочисленных исторических примерах доказывали, что именно республика с демократической формой правления порождает такое совпадение интересов частных и общественных, а тем самым и многочисленных героев или про ...
Предпосылки переезда в Милан
Когда Леонардо расстался с Верроккьо и зажил самостоятельной жизнью, Флоренция, во главе с Лоренцо Медечи, переживала самую блестящую пору своей культуры. Во Флоренции всякий одаренный живописец мог существовать заказами при условии, что ...
Навигация