Леонардо Да Винчи

Статьи по культурологии » Леонардо Да Винчи

Страница 6

Остается еще один портрет ,написанный Леонардо в ранние годы пребывания его в Милане, возможно ,наименее значительный из всех и хуже всего документированный ,однако ,по иронии судьбы ,лучше всего сохранившийся . Это «Портрет музыканта» ,хранящийся ныне в миланской Амброзиане . В портрете закончено только лицо; по типу оно близко лицам ангелов Леонардо. Правда , это гораздо мужественнее , а световая моделировка такова , что во многом напоминает лучшие работы Леонардо , если бы не позднейшая запись и слой лака , из – за которого краски потемнели . Несколько лет назад живопись была расчищена , и на клочке бумаги в руке изображенного человека обнаружилось несколько нотных знаков . Исследователи Леонардо ,знающие его склонность к загадкам и секретам , пока безрезультатно пытались прочесть это нотное послание .

Загадки , или ,вернее сказать , невероятно запутанные переплетения рисунков , - характерная черта уникальной работы , которую Леонардо выполнил в одной из зал Сфорца , называемой Ослиной. Это не живопись в собственном смысле слова ,но она на столько превосходит обычный декор , что для нее невозможно подобрать подходящего названия.

На стенах Ослиной залы Леонардо написал зеленые кроны ив : их ветви и побеги переплелись самым фантастическим образом , к тому же они опутаны тонкими декоративными ветками , завязанными в бесконечные узлы и петли . Живопись эта производит впечатление почти звучащей , как будто это музыкальная фуга . Возможно , Леонардо , который проводил дни и даже недели за рисованием загадочных узлов на бумаге , намеревался выработать собственный символ : одно из значений слова «винчи» - ива .

Значительную часть времени в миланский период жизни у Леонардо отнимала архитектура . Как придворный архитектор и инженер он руководил завершением и перестройкой многих зданий , давал советы по фортификации. Даже ,когда он был полностью поглощен работой над «Тайной вечерей» ,его заботы все равно делились между живописью и архитектурой ,как свидетельствуют многие эскизы.

В 1488 году вместе с Браманте и другими архитекторами он представил на конкурс проекта центрального купола Миланского собора планы и деревянную модель. Трудно было определить , кто на кого влиял больше в области архитектуры , но скорее всего сильнее был Браманте .Ни один из архитектурных проектов Леонардо так не был воплощен в жизнь. Как и многие архитекторы Раннего Возрождения, Браманте и Леонардо были озабочены соединением в конструкции купола квадрата и круга , считавшихся совершенными геометрическими фигурами . В эскизах храмов Леонардо доводил мотивы круга до как бы логического завершения – некоторые из его проектов так перегружены куполами ,что напоминают памятники многокупольной византийской или русской базилики.

В области гражданской архитектуры Леонардо был весьма разборчив , и хотя он не очень интересовался ею как таковой , все же спроектировал одно мало уважаемое здание – публичный дом . Постоянные поиски красивых или уродливых лиц , очевидно , привели его однажды в миланский «веселый» квартал , где он обнаружил , что планировка публичных домов , можно сказать, оставляет желать лучшего. Он нарисовал дом с прямыми коридорами и тремя отдельными входами , так , что клиент мог спокойно войти и выйти , не опасаясь нежелательных встреч .

Последняя архитектурная прихоть Леонардо – мавзолей в египетском стиле для членов королевской семьи ( вообще Леонардо имел странную склонность к востоку) . Мавзолей был конической формы , диаметр его основания составлял около 60 метров , высота – 15 метров . Предполагалось увенчать его круглым храмом с колоннадой . Не известно , что заставило Леонардо взяться за этот проект ; сохранилось несколько заметок для него и один эскиз , после чего идея , очевидно , была оставлена.

В 1495 году по просьбе Лодовико Сфорца Леонардо начал рисовать свою «Тайную вечерю» на стене трапезной доминиканского монастыря Санта Мария делле Грацие в Милане. Эта картина столь удивительна и сама по себе , и по тому влиянию , которое она оказала на современников и потомков , столь знаменитая в западном мире , что обсуждать ее – все равно что в нескольких словах коснуться темы Атлантического океана. Тем не менее обсуждение следует начать с указания на один факт , который на столько очевиден , что как бы выпадает из поля зрения исследователей : в искусстве очень мало таких композиционных проблем , как проблема размещения тринадцати человек за одним плоским столом . У Леонардо эта проблема столь блистательно решена ,как будто ее вообще не существует ; каждый любитель искусства ( если он способен в качестве эксперимента вычеркнуть из памяти « Тайную вечерю») может сам попытаться найти независимое решение этой проблемы . Тогда он поймет , как она чудовищно трудна .

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

Поплярное на сайте:

Владимир Андреевич Фаворский – мастер графической миниатюры и ксилографии
Если окинуть взглядом всю жизнь Фаворского, она представится жизнью человека прошедшего за пятьдесят лет тот путь, который у истории искусства занял много веков. Он начал как человек, творящий непосредственно, не знающий никаких приёмов, ...

Американская книга «К актеру»
Для работы над рукописью книги на английском языке Чехов пригласил нового сотрудника - мужа своего агента Бетти Раскин, Чарльза Леонарда, который работал продюсером и режиссером в Лос-Анджелесе. Он был редактором окончательной версии руко ...

Искусство Англии XVII—XIX вв
На сравнительно небольшой по своим масштабам выставке представлена в основном портретная и пейзажная живопись XVIII века — периода расцвета английского искусства. Произведений крупнейшего английского живописца XVIII века Джошуа Рейнолдса ...