Отдел истории первобытной культуры

Статьи по культурологии » Эрмитаж » Отдел истории первобытной культуры

Страница 1

Отдел истории первобытной культуры, организованный в Эрмитаже в 1931 году, располагает обширной коллекцией, насчитывающей свыше четырехсот тринадцати тысяч памятников. Выставки отдела показывают развитие первобытной культуры на территории бывшего СССР на протяжении огромного отрезка времени—триста-четыреста тысяч лет—от начала эпохи древнего камня (палеолит) до времени, когда складываются первые государства. Подлинные материалы, добытые археологическими экспедициями, главным образом за годы Советской власти, позволяют ознакомиться с культурой древнейшего населения различных районов нашей страны в эпохи палеолита и неолита, в период бронзы и раннего железа.

Особенно важны разделы, посвященные культуре скифов (населения Северного Причерноморья второй половины первого тысячелетия до н. э.) и культуре кочевого населения горного Алтая той же поры.

Из памятников первобытной культуры нашей страны в экспозиции представлены орудия труда древнего человека, найденные в Армении на холме Сатани-дар, отдельные монолитные глыбы с восточного берега Онежского озера с письменами и наскальными рисунками, памятники кобанско-колхидской культуры (бронзовые изделия), скифские памятники, вещи из курганов скифских царей, керамика Немировского городища и многие другие замечательные памятники древних цивилизаций и народов.

Выставка, знакомящая с культурой и искусством ранних кочевников Алтая, содержит богатейшие и уникальные материалы, обнаруженные при раскопках группы курганов в урочище Пазырык на реке Ян-Улаган (Восточный Алтай), производившихся советскими археологами в 1927—1949 годах.

В двух залах (N 25 и 26) сосредоточены вещи из Пятого Пазырыкского кургана (раскопок в 1949 г.), относящиеся к V—IV векам до н.э.

Уже в дореволюционное время в Эрмитаже имелись ценнейшие памятники культуры Востока, но количество их было невелико, коллекция не носила систематического характера и не давала полного представления об огромном вкладе, внесенном народами этих стран в сокровищницу мировой культуры. Лишь в советское время, в 1920 году, в Эрмитаже создается отдел истории культуры и искусства народов советского и зарубежного Востока, собрание которого постоянно пополняется и включает ныне около ста пятидесяти тысяч памятников.

Эту выставку, вероятно, можно назвать одной из самых больших и интересных в отделе Востока. Здесь можно познакомиться с образцами стенных росписей и фризами, парадная и бытовая керамика и приспособления, использовавшиеся при ее изготовлении, изразца из мечети Биби-Ханым, туркменские ковры, образцы ювелирных работ XIX века. Любопытным экспонатом является камень-памятник с надписью Тимура.

На небольшой выставке культуры и искусства Византии, занимающей всего три зала, представлены памятники великого государства, просуществовавшего более тысячи лет, с IV по XV век, и занимавшего гигантскую территорию на трех континентах: в Азии, Европе и Африке (Египет и южное побережье Средиземного моря).

Коллекция византийских икон, наряду с собранием серебра, изделиями из резной кости, эмалями и др, представляет огромную художественную и научную ценность, так как позволяет на первоклассных образцах изучать важный этап развития культуры человечества в обширном районе.

Знакомясь с этой выставкой, можно увидеть прекрасные серебряные, бронзовые изделия, которыми славился Иран, а также его керамику.

Отдел истории русской культуры создан в Эрмитаже сравнительно недавно, в 1941 году. Однако многие памятники, входящие в состав его собрания, находились здесь с давних пор. Свыше двухсот пятнадцати тысяч экспонатов, составляющих ныне фонды отдела, с большой полнотой характеризуют важные этапы истории, культуры и быта России, а также отдельные стороны развития ее искусства (главным образом прикладного).

В богатейшем собрании памятников русской культуры, хранящихся в Эрмитаже, значительное место занимают разнообразные по характеру произведения прикладного искусства работы выдающихся изобретателей, народных мастеров – художественная резная кость, изделия мастера О.Х. Дудина, две пары ваз Н.С. Верещагина, часы работы И.П. Кулибина, дрожки работы Е.Г. Кузнецова, фарфор Д.И. Виноградова, мозаика мастерской М.В. Ломоносова.

Основу этой коллекции составили вещи из „Кабинета Петра Великого", организованного при Кунсткамере вскоре после смерти Петра I, а также ряд других материалов, дающих представление о различных сторонах жизни русского общества в петровский период, о большом подъеме экономики и культуры страны, о развитии науки, техники и искусства.

Страницы: 1 2

Поплярное на сайте:

Педагогический метод К. Брюллова
Брюлловская педагогика отличалась необычайной гибкостью. Учитель давал лишь общие установки, у него не было традицион­ного подхода к ученикам или традиционных заданий. Высказы­вания многочисленных брюлловских питомцев о методах его за­нят ...

Танк у въезда в Смоленск
Боевой танк Т-34, установленный у въезда в Смоленск. Каждый, кто подъез­жает к Смоленску со сто­роны Демидовского шоссе, еще издалека видит слева на обочине дороги мощный боевой танк Т-34. Он стоит на возвышении, на специаль­но ...

История развития мирового кино
Киноискусство - род искусства, произведения которого создаются с помощью киносъёмки реальных, специально инсценированных или воссозданных средствами мультипликации событий действительности. За время развития кино сформировались 4 основн ...