Формирование музея и музейных коллекций. Музейные здания

Статьи по культурологии » Эрмитаж » Формирование музея и музейных коллекций. Музейные здания

Страница 6

Интенсивно увеличивались археологические коллекции музея.

Уникальные материалы пришли в Эрмитаж в результате раскопок высокогорных курганов урочища Пазырык на Алтае, которые велись в 1929, 1947-1949 годах.

В течение многих полевых сезонов на холме Кармир-Блур, близ Еревана, проводились раскопки крепости Тейшебаини. Найденные памятники поступили в Исторический музей Армении и в Эрмитаж. Находки сформировали в музее отдельную экспозицию.

Археологические раскопки последних лет, ведущиеся близи Самарканда, обогатили коллекции Эрмитажа редкостными стенными росписями и лёссовой скульптурой средневекового Пенджикента.

Уникальные ткани и одежды были найдены в могильнике Мощевая Балка на Кавказе.

Скульптура и предметы прикладного искусства, сосредоточившие за последние годы Эрмитаж, позволили создать новый раздел собраний, посвященный Индонезии, а купленные после выставки 1953 года современная живопись, скульптура и графика преумножили коллекции индийского искусства.

Наибольшее значение для пополнения античных коллекций имеют многолетние раскопки, которые регулярно велись археологическими экспедициями Эрмитажа в древних центрах античной цивилизации в Северном Причерноморье: на острове Березань, в Нимфее и Херсонесе. Скульптура, надгробные стелы, сотни керамических изделий, подвески, перстни и другие украшения, предметы ремесла и быта значительно расширили фонды, характеризующие греческий и римский этапы культуры городов Причерноморья.

Комплектованию фондов и развертыванию экспозиций самого молодого в музее Отдела истории русской культуры Эрмитаж, естественно, уделяет много внимания. Работа здесь идет по нескольким направлениям.

Большую ценность представляет деятельность Псковской археологической экспедиции. Среди предметов, поступивших в Эрмитаж в результате работы этой экспедиции, следует отметить вислые свинцовые печати из архива XIV-XVI веков и части плинф с клеймами мастеров и со знаками Рюриковичей.

Из Ленинградского отделения Института археологии в Эрмитаж поступили материалы раскопок, проводившихся М.К. Каргером с 1957 по 1963 год на территории древнего русского города Изяславля. Этот город-крепость, вторым после Киева принявший на себя удар татаро-монгольского нашествия, представляет самый богатый памятник-комплекс славяно-русской археологии.

Весьма важной являлась и является деятельность многочисленных поисковых экспедиций Русского отдела на Урале, Севере, в средней полосе России. Специалисты отдела закупают или получают в дар ценные произведения главным образом народного искусства, среди которых – изделия из кости и дерева, ткани, вышивки, костюмы. Можно считать удачей этих экспедиций также поступление в музей икон XVII века, Евангелия 1606 года и Служебника 1770 года.

И наконец, несколько примеров пополнения за последние двадцать лет собрания западноевропейского искусства.

В 1967 году музею была предложена жителем Таллина картина, как считалось, испанской школы. Расчистка полотна обнаружила его высокие живописные качества, а скрупулезное исследование подтвердило предположение сотрудников Эрмитажа о том, что они имеют дело с произведением французского художника начала XVII века Жака Белланжа. Его полотна высоко ценились современниками, он был известен и как мастер эстампа, но для последующих поколений как живописец он представлял загадку, так как картины его не сохранились. Эрмитажное «Оплакивание» являет собой огромную редкость.

В числе работ старых мастеров, приобретенных Эрмитажем за последние годы, можно назвать «Кающуюся Марию Магдалину» Джампетрино – итальянского художника XVI века, «Клеопатру» Массимо Страционе (Италия, XVII в.), произведения Адриана ван Остаде и Бар толомеуса Моленара (Голландия, XVII в.), Давида Тенирса (Фландрия, XVII в.), рисунки Пармиджанино, Тьеполо, Гюбера Робера, Каспара Давида Фридриха, Делакруа, Энгра.

В 1972 году Эрмитажем был получен в дар от американского предпринимателя и коллекционера Арманда Хаммера «Портрет Антонии Сарате» кисти Гойи.

Особое внимание уделяется увеличению фондов произведений художников XIX-XX веков, современных мастеров, а также памятников искусства стран, ранее не представленных в музее. В 1960-1970-е годы в Эрмитаж поступили два портрета кисти Матисса, шесть скульптурных его работ, оформленные им книги, гравюры и литографии. Все это принесено в дар музею Л.Н. Делекторской, многолетним секретарем и помощником Матисса. В числе новых пополнений пейзажи Франсуа Милле, Эжена Будена и Мориса де Вламинка, картины таких известных мастеров, как Ренато Гуттузо, Андрэ Фужерон, тридцать произведений американского художника Рокуэлла Кента, работы живописцев Польши, Венгрии, Германской Демократической Республики. К этому следует добавить первоклассную пастель Одилона Редона, рисунки Матисса, Леа Грундиг, Тадеуша Кулисевича, Антона Рефрежье, Андрэ Фужерона, многочисленные листы чехословацких, венгерских, болгарских, румынских, польских, немецких художников.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Поплярное на сайте:

Московский период. Актерское искусство Чехова
Попытаюсь создать “опыт характеристики” московского периода жизни и творчества Чехова, так как именно он определил всю дальнейшую деятельность этого артиста. В Америке, говоря об истоках своей книги “О технике актера” (1946), Чехов писал, ...

Возникновение жанров
“Киномоголы” стремились выдавать развлекательную продукцию высшего качества, но не желали рисковать, выпуская картины, коммерческий успех которых был сомнителен. Дабы свести этот риск к минимуму, они стали сосредоточивать свои усилия на ф ...

Главное здание дворца
Летом 1718 года на склоне между природными уступами стали рыть котлован под цокольный этаж, в котором должны были располагаться хозяйственные помещения. Однако днем закладки краеугольного камня можно считать 21 мая 172о года. В этот день ...