Художники эпохи Высокого Возрождения

Статьи по культурологии » Художники эпохи Высокого Возрождения

Страница 1

Отдельные тенденции искусства Высокого Возрождения предвосхищались в творчестве выдающихся художников 15в. И выражались в стремлении к величавости , монументализации и обобщённости образа.

Однако подлинным основоположником стиля Высокого Возрождения был Леонардо да Винчи ( 1452- 1519) , гений, чьё творчество знаменовало грандиозный качественный сдвиг в искусстве.Значение его всеобъемлющей деятельности ,научной и художественной , стало ясно только тогда , когда были исследованы разрозненные рукописи Леонардо. В его заметках и рисунках - гениальные прозрения в самых различных областях науки и техники.Он был ,по выражению Энгельса ,“ не только великим живописцем, но и великим математиком ,механиком, инженером , которому обязаны важными открытиями самые разнообразные отрасли физики.

Искусство для Леонардо было средством познания мира . Многие его зарисовки служат иллюстрацией научного труда, и в то же время это произведения высокого искусства . Леонардо воплощал собой новый тип художника - учёного , мыслителя , поражающего широтой взглядов, многократностью таланта.

Леонардо родился в селении Анкиано, недалеко от города Винчи. Он был внебрачным сыном нотариуса и простой крестьянки .Учился он во Флоренции , в мастерской скульптора и живописца Андреа Верроккь.Одна из ранних работ Леонардо - фигура ангела в картине Верроккьо “Крещение”- выделяется среди застывших персонажей тонкой одухотворённостью и свидетельствуют о зрелости её создателя.

К числу ранних произведении Леонардо относиться и хранящаяся в Эрмитаже “ Мадонна с цветком”( т.н. “ Мадонна Бенуа” ок. 1478г.), решительно отличающаяся от многочисленных мадонн 15 в. Отказываясь от жанровости и тщательной детализации , присущих творениям мастеров раннего Возрождения , Леонардо углубляет характеристики , обобщает формы .Тонко моделированные боковым светом фигуры матери и младенца заполняют почти всё пространство

картины .Естественны и пластичны движения фигур , органически связанных между собой. Они ясно выступают на тёмном фоне стены . Открывающееся в окне чистое голубое небо связывает фигуры с природой,

с необъятным миром в котором господствует человек. В уравновешенном построении композиции чувствуется внутренняя закономерность .Но она не исключает теплоты , наивной прелести , наблюдённой в жизни.

В 1480 г. Леонардо уже имел свою мастерскую и получал заказы. Однако страстное увлечение часто отвлекало его от занятий искусством. Недописанными оказались большая алтарная композиция “Поклонение волхвов” и “ Св. Иероним”. В первой художник стремился к

преобразованию сложной монументальной композиции алтарного образа в пирамидально построенную , легко обозримую группу , к передаче глубины человеческих чувств. Во второй - к правдивому изображению сложных ракурсов человеческого тела , пространства пейзажа .

Не найдя должной оценки своего таланта при дворе Лоренцо Медичи с

его культом изысканной утончённости ,Леонардо поступил на службу к

миланскому герцогу Лодовико Моро. Миланский период творчества Леоонардо оказался самым плодотворным . Здесь во всю мощь раскрылась

многократность его дарования как учёного , изобретателя и художника.

Свою деятельность он начал с исполнения скульптурного монумента - конной статуи отца герцога Лодовико Моро Франческо Сфорца . Большая модель монумента , получившая единодушную высокую оценку современников, погибла при взятии Милана французами в 1499 г. Сохранились лишь рисунки - наброски различных вариантов монумента изображения то вздыбленного ,полного динамики скакуна , то торжественно выступающего коня , напоминающего компазицеонные решения Донателло и Верроккьо .Видимо , этот последний вариант и был претворён в модель статуи .Это произведение позволяет считать Леорнардо одним из крупнейших скульпторов того времени.

К миланскому периоду относятся живописные произведения зрелого стиля - “Мадонна в гроте “ и “Тайная вечеря”.

“ Мадонна в гроте “( 1483 -1494 ) - первая монументальная алтарная композиция Высокого Возрождения . Её персонажи Мария , Иоанн , Христос и ангел приобрели черты величия , поэтическую одухотворённость и полноту жизненной выразительности.Объединённые настроением задумчивости и действием - младенец Христос благославля-

ет Иоанна - в гармоничную пирамидальную группу, словно овеянные лёгкой дымкой светотени , персонажи евангельской легенды представляются воплощением идеальных образов мирского счастья .

В мир реальных страстей и драматических чувств переносит самая значительная из монументальных росписей Леонардо - “ Тайная вечеря”, исполненная в 1495 -1497 гг. Для монастыря Санта Мария делла Грацие в Милане . Отступив от традиционного толкования евангельского эпизода , Леонардо даёт новаторское решение темы , композиции, глубоко раскрывающей человеческие чувства и переживания . Сведя к минимуму обрисовку трапезной , нарочито уменьшив размеры стола и выдвинув его к переднему плану , он сосредотачивает внимание на драматической кульминации события , на контрастных характеристиках людей различных темпераментов ,проявлении различной гаммы чувств , выражающихся и в мимике и в жестикуляции . которыми апостолы отвечают на слова Христа : “Один из вас предаст меня “ .Решительный контраст апостолам составляют образы внешне спокойного Христа , находящегося в центре композиции , и облокотившегося на край стола предателя Иуды , грубый хищный профиль которого погружён в тень . Смятение , подчёркнутое жестом руки , судорожно сжимающей кошелёк, и мрачный облик выделяют его среди апостолов , на чьих освещённых лицах выражены удивление, сострадание , возмущение .Композиция фрески поражает цельностью , единством , она строго уравновешена , центрична по построению . Леонардо гениально решает проблему синтеза живописи и архитектуры .

Страницы: 1 2

Поплярное на сайте:

Искусство и культура Византии
Византийская культура, как культура других средневековых государств, представляет собой весьма сложную, но все же единую систему культурных ценностей. Изменения, происходящие в одной из сфер культуры, незамедлительно сказывается и на дру ...

Александр Македонский
Многие элементы возникающего нового, эллинистического общества были уже налицо, когда на мировую арену выступил Александр Македонский, деятельность которого оказала влияние на все области политической, экономической и духовной жизни того ...

Специфика театра
Искусство – это исповедание, оно несет отпечаток души, языка, культуры, почерка, мировоззрения создателя. Это открытие нового выражения и новых средств создания нового мира. Сила искусства огромна. Искусство переплавляет жизненные истории ...