Форма и символ яйца в искусстве

Статьи по культурологии » Форма и символ яйца в искусстве

Страница 2

Яйца, как правило, красились красителями естественного происхождения – сборами трав, корней, но, к сожалению, сейчас практически все секреты раскраски яиц утрачены. Также, наравне со свежими или «выдутыми» (то есть, пустой скорлупой) яйцами использовались деревянные болванки. Зачастую они были более интересно расписаны хитрыми орнаментами, которые редко повторялись, так как в точности воспроизвести такой рисунок было крайне сложно, да и не нужно. Также существовали и более богато украшенные пасхальные яйца, с нанесенными на них рукою мастера библейскими сюжетами, перед началом работы мастер должен был получить благословение Церкви на роспись подобных символов Пасхи.

В конце XIX века открыл свое производство дорогих пасхальных яиц ювелир Карл Фаберже. Это были пасхальные яйца со сложными заводными механизмами, хранящиеся внутри яиц великолепные сюрпризы живописные миниатюры, крохотные модели дворцов, памятников, яхт, поездов, фигурки птиц, букеты цветов являются шедеврами ювелирного искусства конца XIX начала ХХ веков. Образцы хранились в специальных футлярах или сейфах и извлекались оттуда для показа только во время Пасхи. В настоящее время известно местонахождение некоторых раритетных пасхальных яиц Фаберже: двенадцать экземпляров хранится у английской королевы, одиннадцатью владеет американский журнал “Форбс” и десять находится в Оружейной палате Московского Кремля.

Первое пасхальное яйцо 1885 года было выполнено мастером Михаилом Перхиным. Двадцатишестилетний петрозаводчанин, он в 1886 году становится главным мастером фирмы Фаберже. До 1903 года — года смерти Перхина — его инициалы ставились на всех яйцах- сюрпризах фирмы Фаберже, сделанных для императоров Александра III и Николая II.

Именно с 1885 года началась традиция ежегодного дарения пасхальных яиц-сувениров фирмы Фаберже. “Ваше Величество будет довольно” — такой ответ обычно давал знаменитый мастер на вопрос о сюжете очередного яйца.

Изготовление ювелирно украшенных пасхальных яиц имело давнюю традицию в России. Например, посеребренное яйцо- сюрприз было сделано мастером Нордбергом для Александра II. Но именно фирме Фаберже удалось довести искусство изготовления ювелирных пасхальных яиц до непревзойдённого уровня мастерства, изящества и творческой фантазии. Фаберже никогда не делал точных копий. На всех его работах лежит печать неповторимого индивидуального почерка, навечно оставшегося в истории мирового искусства.

Русская императорская династия и её многочисленные королевские и княжеские родственники в Англии, Дании, Греции, Болгарии, Гессене, Ганновере получали яйца Фаберже в подарок из России, высоко ценили эти драгоценные вещицы и передавали их следующим поколениям.

В 1996 году на аукцион Кристи в Женеве выставили знаменитое «Зимнее» яйцо Фаберже, подаренное императором Николаем своей матери императрице Марии Федоровне по случаю 300-летнего юбилея дома Романовых. «Зимнее» сокровище было продано за 7,5 миллиона долларов.

Кроме императорской династии только два человека в России имели возможность заказывать дорогие пасхальные яйца в мастерской Фаберже - золотопромышленник Кельх и нефтяной магнат Нобель. Самым оригинальным из них было пасхальное яйцо «Цветущая яблоня» (нефрит, золото, бриллианты), выполненное в японском стиле. Продано на аукционе Sotheby's в Женеве за 1,4 миллиона швейцарских франков Пасхальное яйцо «Цветущая яблоня» на аукционе купил Адульф Петер Гооп из Лихтенштейна, собравший самую крупную в мире коллекцию пасхальных яиц - всего около 3000 штук.

Александр Кельх, один из богатейших людей мира, имел роскошный дом в Петербурге, в котором было очень много самых различных изделий Фаберже. Сегодня трудно найти следы коллекции Кельха. Известно, что все 7 пасхальных яиц, которые он подарил своей жене Варваре, оказались за границей: в Париже, а потом в США.

После первой мировой войны, падения монархии в Европе и обеднения аристократии многие изделия Фаберже были проданы и перешли к другим владельцам. В 1920-е годы для пополнения казны валютой советское правительство продало ряд произведений искусства из государственных коллекций. Из императорской коллекции, конфискованной после 1917 года, была продана большая часть, видимо, “абсолютно бесполезных” для советского государства уникальных пасхальных яиц.

Также в конце XIX века началось производство пасхальных яиц из папье-маше, расписываемых в московских иконописных мастерских наравне с иконами. Как и до революции, пасхальные яйца с лаковой миниатюрной живописью являются заказными и стоят довольно дорого. За роспись пасхальных яиц берутся только опытные высококвалифицированные мастера. Роспись пасхального яйца требует хорошего знания иконографии. Сегодня роспись пасхальных яиц возрождается в центрах Федоскина, Палеха, Мстеры и Холуя и в других регионах России.

Страницы: 1 2 3 4

Поплярное на сайте:

Польские экслибрисы Фаворского
Искусство экслибриса по природе своей камерное и интимное, как правило, обращено к узкому кругу библиофилов и коллекционеров. Но если к нему притронется рука крупного мастера эти графические миниатюры отразят неповторимую индивидуальность ...

Организация процессов восприятия учениками творчества М.В. Нестерова
Из многих научных источников по воспитанию и развитию школьников, следует, что изучать творчество такого талантливого русского художника конца XIX - начала XX в., как М.В. Нестеров, надо в 5 - 6-х классах общеобразовательной школы. Так ка ...

Мода третьего тысячелетия
Самая-самая девушка наступающего XXI века. Женское непостоянство, куда уж от него деваться. Десять лет назад кричали, что мы, мол, независимые, нам плевать, нравимся мы мужчинам или нет, будем одеваться и стричься, как хочется только нам ...