Форма и символ яйца в искусстве

Статьи по культурологии » Форма и символ яйца в искусстве

Страница 1

Символ яйца занимает умы человечества еще с древних времен. Яйцо – символ зарождения новой жизни, продолжения рода, Вселенной, так как по представлениям древних Вселенная появилась из яйца. Форма яйца, как яркий мифологический образ, несущий глубокую философскую и психологическую нагрузку, не могла не войти плотно в произведения искусства многих стран, если учитывать то, что практически до Средневековья, а во многих странах, например на Руси или Востоке, и позже большая часть всех направлений искусств носила религиозный или же мифологический характер.

И по сегодняшний день на Пасху, Воскрешение, православные верующие одаривают друг друга пасхальными яйцами, символами вечной жизни, символами воскрешения Христа. Есть много разных версий, откуда пошел этот обычай. По одному из приданий, первое пасхальное яйцо Святая равноапостольная Мария Магдалина преподнесла римскому императору Тиберию. Не имевшая ничего, кроме веры в Иисуса, протянула императору куриное яйцо с возгласом: «Христос Воскресе!». Тиберий усомнившись в сказанном, заметил, что никто не может воскреснуть из мертвых, так же как белое яйцо не может стать красным. Тиберий не успел договорить, как яйцо стало превращаться из белого в ярко-красное. Красная окраска яиц символизировала кровь Христа и одновременно служила символом Воскресения, а поступок Марии Магдалины вот уже две тысячи лет живет в сердцах верующих. Но это легенда, а есть и другие версии. Остара – скандинавская богиня весны, ее праздник справлялся именно весной и в честь воскрешения природы люди обменивались крашенными яйцами, которые так и назывались – «Яйца Остары» или же Easter-Egg. На западе название Пасхи созвучно с именем этой богини – там этот праздник странах называются Easter. Но сами христиане вложили в этот скандинавский праздник свой смысл, оставив лишь традицию, связав ее с празднеством Воскресения Спасителя, который, подобно скрытой жизни в яйце, покоился в могиле три дня, прежде чем проснулся для новой жизни. Это было тем более естественно, ибо Христос отождествлялся с тем же весенним солнцем, которое появляется во всем своем великолепии после мрачной и долгой смерти зимой.

Основные языческие символы в росписи пасхальных яиц

ата

зирка

оля

час

беня

ына

паня

шабли

вода

ина

рыло

щабли

геня

йина

сало

юнки

галя

йоли

тато

зэ

диня

кита

ур

джеря

эна

лер

фира

дзвиня

ена

мама

хата

мягкий знак

журка

няня

цыпа

поясок

Страницы: 1 2 3 4

Поплярное на сайте:

Свой гений
Необычайно звучный цветовой эффект видим в «Болоте в лесу» (1872, Русский музей), где его живописное решение особенно наглядно вследствие незаконченности картины. Ощущение тишины и настороженности природы, чего-то зловещего в этом глухом ...

Киев. Встреча с древностью
Итак, Врубель в Киеве должен был руководить реставрацией византийских фресок XII века в Кирилловской церкви, кроме того, написать на стенах её несколько новых фигур и композиций взамен утраченных и ещё написать образа для иконостаса. Вру ...

Вывод невесты перед столы
Вывод невесты перед столы - самый торжественный момент свадебного дня, да и всей свадьбы. Невеста на выводе роскошнее всего одета. Она впервые всенародно показывается жениху. Начиная сряжать, невесте прежде всего умывают лицо водою из бр ...