Некоторые аспекты творчества Л.Утесова

Статьи по культурологии » Утесов и Райкин - жизнь и творчество » Некоторые аспекты творчества Л.Утесова

Страница 9

Он не только как талантливый музыкант ведет оркестр , но интерпретирует мелодию , проникается ее содержанием , умеет жестом , мимической игрой заразить своим настроением зрительный зал , помогает ему проникнуть в самую глубину содержания мелодии . Мы не видим его лица , когда он дирижирует оркестром , иполняющим " Марш Гастелло " , но как проясняет героическое звучание этого марша патетический , драматический жест Утесова - дирижера ! "

Успех Утесов и его оркестр имели большой , авторитет коллектива и его руководителя , установившийся во время войны , не снижался . В 1947 году Утесову было присвоено почетное звание заслуженного деятеля искусств .

Казалось , что в первые послевоенные годы положение Утесова и его оркестра было стабильным . Везде их хвалили , не хватало билетов на концерты . Утесов находился в поре творческой зрелости . Что же касается оркестра , то о нем сам руководитель через несколько лет писал так : музыканты " любили свое дело и не жалели на него сил . Я это знал и все от них требовал , требовал , и мне все казалось мало , я всегда был не доволен . Я чувствовал , что они могут лучше - и именно в силу этой любви . И после каждого концерта я придирался к малейшему их промаху и сердился на них .

А теперь , когда я слушаю пластинки тех лет , я понимаю , какие они были молодцы , какие тонкие и сложные вещи им удавались , и кляну себя , что был безжалостным " . ( Утесов Л." Спасибо , сердце !" ) Значит , и оркестр , по мнению его руководителя , отличался высокими достоинствами .

Но история повторяется . На смену РАПМа пришел ЦК ВКП(б).

Постановление ЦК ВКП(б) (1946) " О репертуаре драматических театров и мерах по его улучшению " призывало " .отражать в произведениях искусства прежде всего жизнь советского общества в ее непристанном движении вперед по пути к коммунизму ". И критики сразу набросились на Утесова .

Их недовольство вызывало то , что Утесов выступал с джазом. Некоторе музыковеды продолжали рассматривать джаз как одно из проявлений буржуазной культуры и в силу этого не могущее быть представленным на советской эстраде . В одной из статей М.Сокольский писал : " что может быть менее созвучным нашей музыке , нашим советским песням , богатейшему фольклору советских народов , чем ноющий , как больной зуб , или воющий саксофон , оглушительно ревущий изо всех сил тромбон , верещащие трубы или однообразно унылый стук всего семейства ударных инструментов , насильственно вколачивющих в сознание слушателя механически повторяющиеся ритмы фокстрота или румбы .

Нет! Мы решительно против искусственного соединения нашей музыки с джаз - оркестрами , а те , кто пытается втискивать ее насильственно в джаз , калечит ее , коверкает ". Подобное выступление было далеко не единичным . И в результате джаз вообще похоронили .

И опять Утесов должен был доказывать очевидное , оправдываться , будучи невиновным . С известной долей раздражения он писал тогда : " Надоели поучения - какая музыка нужна советскому человеку . Нужна всякая хорошая . Советский человек жаден до искусства . Ему подай все : оперу , симфонию , песню , романс и легкую музыку . И нечего скучным людям превращать человеческие радости в " мероприятия " , навязывать народу вкусовщину мрачных чиновников , никогда не поющих , не танцующих , носящих маску глубокомыслия " .

Страницы: 4 5 6 7 8 9 10 11

Поплярное на сайте:

Натюрморт в импрессионизме
Новую концепцию натюрморта наиболее отчетливо сформулировал в своем творчестве величайший французский реалист Гюстав Курбе. Непосредственность его контакта с природой и демократизм, лежащий в основе его творчества, вернули западноевропейс ...

Великий город Паленке
Паленке был первым городом классического периода, о котором стало известно в Европе. Его развалины среди густой тропической растительности были издавна знакомы местным индейцам, называвшим их На-Чан. Великий город пришел в запустение задо ...

Тенденции развития живописи в XVII веке
В живописи того времени все более расширяется тематика, увеличивается удельный вес светских (исторических) сюжетов, в качестве «образцов» используются западноевропейские гравюры. Начало XVII века ознаменовано господством в живописи двух ...