Символизм поздних работ М. Врубеля

Страница 2

Нельзя иначе выразить общее мнение о творчестве этого замечательного художника, его высокая художественная культура, трудолюбие, не стареет и высоко ценится советскими художниками и зрителями.

Романтико-символические образы возникали у Врубеля на основании его собственных переживаний и в попытках выплеснуть на полотно потребность прекрасного, которое он не находил в действительности. Творчество М. Врубеля призывает нас бороться с серостью и будничностью. Культура конца XIX века оказала своё влияние на творчество Врубеля. Он также обращался к общечеловеческим культурно – историческим образам: эпосу, мифу, сказке, мировой поэзии, как материалу для творчества. В творчестве художника слились традиции большого искусства: великое наследие русского национального эпоса, поэзии, музыки и театра.

Романтизм в его художественно – символическом выражении возник в России в пору расцвета освободительных идей и развивался во время назревающей революции. Эстетика символизма и неоромантика в творчестве художников, поэтов была освещена высокими гуманистическими идеалами истины, добра и красоты. Переплетение неореализма и символизма в искусстве Врубеля было особенно плодотворным в его произведениях в результате органичной духовно – творческой переработки, переосмысления легенд, былин, сказок в новые мифы, живописные сказки – символы. Не случайно в жизни Врубеля музыка и театр занимали много места. Они проникли в его сознание. Символисты называли музыку высшим искусством.

Символизм Врубеля был обусловлен его мироощущением и пониманием в целом, стремлением проникнуть в скрытые недра реальности. Врубель реализм сочетал с символизмом. В большинстве живописных работ художника двузначность ведения и символичность образа всегда присутствовали в ясности сюжетного выбора.

Врубель как основоположник неореализма и символизма в живописи был причастен к тому, что получило названия русского модерна. В искусстве Врубеля модерн не определяет высших ценностей ни содержания, ни формы его образов, он несравненно выше и обще человечнее.

Врубель был великим художником. Его творчество помогает нам взглянуть на мир по-новому, помогает понять истинные ценности. Он всё выражал в символе: композицию, цвет.

Он был единственный в русской живописи, который дал новую жизнь великим поэтическим символам, берущим начало в народном эпосе, у Шекспира, Гёте, Лермонтова, Пушкина – они стали другими, но по духу, по строю чувств не мельче своих прообразов. Мир Врубеля пронизан «токами духовного напряжения». В этом тайна его долговечности.

У Врубеля не было прямых последователей. Символизм в России развивался самостоятельно. Но черты символизма, основы заложенные Врубелем можно увидеть у художников «Голубой розы».

Страницы: 1 2 

Поплярное на сайте:

Троица Андрея Рублева
Историческая канва Рублевского шедевра - “Троицы” - библейская легенда о явлении бога Аврааму и его жене Сарре под видом трех мужей; об угощении, приготовленном для них пожилыми супругами под сенью дуба и состоявшем из заколотого тельца, ...

Театр
В послевоенные годы французский театр развивался в русле демократизации своей структуры. Впервые в стране создаются стационарные театры в провинции – «драматические центры» – на средства государства и местных органов власти. Одним из л ...

Конец епохи
В восьмидесятые годы группа импрессионистов постепенно распалась, каждый из ее членов шел теперь своим путем. Моне уехал в Живерни, Ренуар - на юг Франции, в Кань. Только Мане, Дега и Писсарро оставались в Париже, все больше теряя друг др ...