Символизм поздних работ М. Врубеля

Страница 1

В 1904 году Врубель снова взялся за работу. Он закончил большой портрет пастелью Н.И. Забелы на фоне берёзовой рощи. Сколько раз он писал рисовал Забелу, но ни одна работа не повторилась. И в этот раз он сделал совсем новое и прекрасное. На портрете с берёзками она вне возраста, вне времени, как будто это портрет её души. Недоступно, ускользающие выражение лица с чертами слегка размытыми, взглядом как бы затуманенным, с тенью слабой улыбки.

Самые тонкие соцветия, какие только знала его палитра, художник приберёг для этого портрета: серо–зеленый фон с длинными вертикалями берёз, сгущающейся к низу до тёмно-зелёного, сизо- голубая кофточка, напоминающий мутную синеву воды, светящиеся бледность лица, сильный акцент розовых цветов на шляпе.

Потом Врубель написал ещё один портрет жены пастелью, известный под названием «После концерта». Здесь она изображена отдыхающей на кушетке. Картина эта незакончена, едва намечено лицо и не дописана левая часть композиции.

Техника поздних работ Врубеля кажется непостижимой. В портрете жены у камина – воздушность сквозных тканей и тление догорающих углей. В карандашном портрете Усольцева – искристые переливы и вспышки золочёной басмы. В «Жемчужной раковине» мы видим игру перламутра.

Показанная на выставке Союза русских художников в 1905 году пастель «Жемчужина»является маленьким чудом искусства. Для Врубеля вся природа была пещерой сокровищ, и в переливах раковины он увидел как бы разлитое волшебство.

Вникая в строение раковины, художник понял, что её отливы зависят от фактуры, - где-то поверхность совершенно гладкая , где-то шероховатая, перистая, слоистая. Структура «Жемчужины» передана градациями тёмного и светлого; если найти их очень точно, то впечатление будет аналогично цветовому.

Врубель сделал массу рисунков раковины углём и карандашом, прежде чем написать её в цвете. Написана она в цвете, со всеми переливами лилового, голубого, розового, зеленоватого. После возникли царевны, как возникали все фантастические образы Врубеля рождаясь из созерцания природных форм. В композиции фигуры царевен оказались необходимыми – вписываясь в овал раковины, они акцентируют нижнюю горизонталь и дают композиции опору, устойчивость. Фигуры у Врубеля в духе модерна, сами они не из лучших у художника, их игривая изысканность поз мельчит замысел. Но при всём этом «Жемчужина» - одно из последних произведений – остаётся неподдельной жемчужиной творчества Врубеля. Он этой картиной раскрывал природный родник своих вдохновений. Врубель ещё в этом году сделал два автопортрета. В своих манерах он стал как-то строже. Эта строгость – настороженность и напряженность отразились в поздних автопортретах.

В последние месяцы перед новым приступом заболевания Врубель отдавая себе ясный отчёт в нависшей над ним беде. Но он продолжал работать, его интеллект не угас.

В это время у него возникает новая доминирующая тема – тема Пророка.

Впервые иллюстрацию к «Пророку» Врубель сделал ещё в 1898 году. Затем «Демон» всецело поглотил Врубеля и тема Пророка возобновилась в его творчестве только через несколько лет, после болезни.

В дальнейших вариантах темы, снова появляется пророк, но теперь художник отходит от канонического, библейского типа и придаёт ему сходство с собой, что очевидно в рисунках. «Голова прока» и в композиции «Шестикрылый Серафим». И ангел стал другой – хотя по типу близок «Ангелу смерти», но смотрит сострадательно, а прикосновение его руки действительно легко, как сон. Всё лично пережитое слилось для Врубеля в теме Пророка. Она претворилась в тему трагической миссии художника.

Знавшие Врубеля вспоминают, что в последние годы томило сознание какой-то вины, которую надлежало искупить. Во время болезни раскаяние принимало болезненные формы – он простаивал на ногах целыми ночами, хотел покарать себя, отказавшись от пищи. Но и в его навязчивых идеях символически преображаются реальные обстоятельства жизни, в данном случае – реальные угрызения совести. Условно говоря, Врубель сознавал себя недостойным пророком, отклонившимся от великой миссии, корил себя за неучастие в пересоздание жизни. Именно это мучило больше всего Врубеля – подтверждается это в его воззрениях на искусство, назревавшим ещё во время работы над «Поверженным Демоном».

Работа над «Пророком» продолжалась до последней черты, даже тогда, когда зрение уже отказывало. Последний вариант темы Врубель назвал «Видение Иезекиля». Здесь фигура ангела и профиль Иезекиля едва различимы в хаотическом нагромождении линий, штрихов и пятен. Художник в это время почти ослеп. Глубокое, пронзительное сострадание мы видим во взоре ангела. Этот набросок был сделан из последних сил рукою полубезумного и полуслепого мастера.

Творчество Врубеля требует последовательного исследования. При всей идейной сложности, запутанности мировоззрения Врубеля его сознанию присуща определённая цельность и единство. Творчество Врубеля было классическим, если понимать под классикой убедительность, основательность художественного произведения. Врубель был классичнее всех других художников этой эпохи. Суть в том, что он идеально выражал свою мысль.

Страницы: 1 2

Поплярное на сайте:

Значение импрессионизма для мировой культуры
Реалистический характер и художественное обаяние исканий импрессионистов бесспорны. Решающее значение для судеб художественного развития Франции и Западной Европы в целом имели новаторские реалистические искания Эдуарда Мане и Огюста Роде ...

Создание парка и дворца
В 1716 году генерал-губернатор Эстляндии Князь Меншиков получил указание от Петра I отобрать на территории между Таллинном и Нарвой деревья, которые подошли бы для его нового парка. Днем рождения Кадриорга можно считать 22 июля 1718 года ...

"Неделя"
Невеста сидит с подругами завешанная и даже спит, как говорилось, "не сымая фаты". Разумеется, она открывает слегка лицо, откидывая ткань выше лба, когда нет гостей, но когда кто то приходит, тот час опускает фатку, хлестнетце и ...