Тема «Демона» в искусстве художника 1890х-1902 г.г

Статьи по культурологии » Тенденции символизма в творчестве Врубеля » Тема «Демона» в искусстве художника 1890х-1902 г.г

Страница 3

Нам необходимо разобраться в социально – историческом содержании явления, которое называют «тайной Врубеля», в том числе и в причинах её религиозного толкования. Несомненно, что религиозность Врубеля со знаками плюс и минус, его богоборчество или жажда искупления, поиски возвышенной красоты – весь его духовный путь, отражение социальной беспомощности нереволюционной интелегентности, которая ненавидела буржуазное мещанство и металась в клетке эстетического бунта. Никакая религиозная и мистико – философская легенда о Врубеле не в состоянии раскрыть тайну художника, сложность его мировоззрения. Ключ к этой тайне в его произведениях, которые надо анализировать не в рамках заранее заданных схем, а конкретно, имея в виду жизнь художника в определённой среде и деятельность его сознания, прорывающуюся на поверхность в его словесных высказываниях, черновых заметках и в письмах к близким.

Символистические, фантастические и абстрактные образы произведений Врубеля имеют вполне реальное обоснование.

Вслед за иллюстрациями появился «Демон летящий». Здесь художник видит полёт «Демона» охваченного тоской, пониманием своего одиночества, напрасности надежд и борьбы. Облик этого «Демона» близок сидящему, но повзрослевший и ещё более разочаровавшийся. На его лице выражение печали. Демон исполнен стремительной силы и материальной весомости, но полёт его бесцелен. Эта картина незавершенной художником.

Позднее, в 1902 году, появляется «Демон поверженный». Это основное по замыслу произведение художника из его Демониады. В нём он видел сильное и возвышенное в человеке, в трагическом противоречии несломленного гордого духа и его беспомощность, его обречённость, низвергнутого с горных вершин в пропасть. Величие духа и бессилие тела – это основные противоречия борющиеся в этой картине. «Демон» потерпел крушение но не сломлен в своём духе. В его глазах есть что-то гордое. В каждом изгибе сломанного тела, в каждой складке величественных и неприступных гор слышатся отзвуки только что отзвучавшей битвы. Но чувствуется упоение этой стихшей борьбы.

«Демон» полуобнаженный, но лежит на плаще, который перекреплен драгоценными камнями к его спине. Природа, окружающая его, очень сурова. Заломленные над головой руки вместе с искажённым лицом образуют психологический образ композиции.

Сам Врубель не был удовлетворён решением этой картины, он не чувствовал выраженности силы духа «Демона» и его беспомощности тела. Художника так захватила эта тема, как будто не «Демон», а он сам участвовал в схватке с Богом. Врубель работал по 24 часа в сутки, забыв обо всём на свете: жена, сын, друзья, весь мир отодвинулись куда-то далеко, остались только он и «Демон», и упоение изнурительной, беспощадной борьбы. Художник постоянно переписывал «Демона», менял, и всё равно ему казалось, что «Демон» выходит не таким, каким он видит его в своём воображении. Даже когда «Демона поверженного» поместили в зале выставки «Мира искусств», М. Врубель не успокаивался: приходил к своему «Демону» и что-то изменял в его лице, делая его то скорбным, то злым, то страшным и всё равно для художника бесконечно прекрасным.

Александр Бенуа, наблюдавший за этой лихорадочной работой над «Демоном поверженным», писал потом: «верится, что Князь Мира позировал ему. Есть что-то глубоко правильное в этих ужасных и прекрасных, до слёз волнующих картинах. Его «Демон» остался верен своей натуре. Он, полюбивший Врубеля, всё же и обманул его. Эти сеансы были сплошным издевательством и дразнением. Врубель видел то одну, то другую сторону своего божества, то сразу ту и другую, и в погоне за этим неуловимым он быстро стал продвигаться к пропасти, к которой его толкало увлечение проклятым».

Страницы: 1 2 3 4

Поплярное на сайте:

История создания памятника Пушкину
Установление памятника Александру Сергеевичу Пушкину в Москве 6 июня 1880 года подобно "второму рождению" поэта. Оно стало одним из самых видных общественных событий в России конца прошлого столетия, праздником русской культуры ...

Николай Николаевич Ге
Ге, Николай Николаевич - знаменитый русский живописец. Родился 15 февраля 1831 г. в Воронеже. Семья Ге (Gay) родом из Франции; прадед Ге эмигрировал в Россию в конце XVIII в. и поселился в Москве. Отец Ге был помещиком; детство свое Ге пр ...

Годы эмиграции
В 1933году Брехт эмигрировал из фашистской Германии. В эмиграции он нигде не мог обосноваться надолго: жил в Австрии, затем в Швейцарии, Франции, Дании, Финляндии и с 1941 года – в США. После Второй Мировой Войны его преследовала в США «К ...