Тема «Демона» в искусстве художника 1890х-1902 г.г

Статьи по культурологии » Тенденции символизма в творчестве Врубеля » Тема «Демона» в искусстве художника 1890х-1902 г.г

Страница 2

В этой фигуре нет властного торжества, в ней выражена тоска и в наклоне головы, и во взгляде. Но художник подчёркивает, что «Демон» для него является идеалом прекрасного человека. При взгляде на эту картину у зрителя складывается впечатление фантастического мира, сказочно – прекрасного, но вместе с тем какого-то неживого, как будто окаменевшего.

«Демон сидящий» – это миф, созданный Врубелем о самом себе ещё в молодые годы. Лик «Демона» печален, но это печаль юности, он ещё далёк от отчаяния и полон веры в мощь своих крыльев.

Как ни велико значение «Демона сидящего» для самого художника – это для него лишь предчувствия «Демона» настоящего.

Несколькими годами позже Врубель сделал скульптурную голову Демона – это был совсем уже другой образ. Под массивной гривой волос скрывается иступленный лик с выходящими из орбит глазами.

В 1928 году её разбил на куски какой-то психически неуравновешенный посетитель Русского музея в Ленинграде, где скульптура была выставлена. Её реставрировали, но с тех пор она не экспонируется в зале.

Когда Врубель закончил картину «»Демон сидящий», он принялся за иллюстрации к Лермонтову. Прежде всего к «Демону». Врубель был единственным кто нашёл ему равновеликое выражение в иллюстрациях, появившихся в 1891 году. С тех пор «Демона» уже никто пытался иллюстрировать.

Демон Врубеля – не дьявол, носитель зла, изображавшийся с рогами, хвостом и козлиными копытами, в просторечии называемый «нечистой силой». Демон символ мятежного начала, ангел, восставший против бога. Его первый прообраз в искусстве – Люцифер из поэмы «Потерянный рай» Джона Мильтона, английского поэта XVII века. Позже образ «демонической личности» укореняется в искусстве романтизма, в поэзии Байрона. От мятежных титанов Байрона – люцифера, Манфреда, Каина – отчасти ведёт свою родословную и лермонтовский Демон.

У Лермонтова Демон, хотя и страдающий, всё же «царь познанья и свободы». У Врубеля он не царственен – в нём больше тоски и тревоги. Это сказалось в иллюстрациях к поэме Лермонтова. Здесь Врубелю больше всего удался ожесточённый, скорбный, одинокий лик на фоне горных вершин. Меньше удался Демон в сценах искушения Тамары, где он торжествует свою победу над ней. Но все равно эта работа прекрасна как произведение графического искусства.

Вообще лермонтовский цикл, в особенности иллюстрации к «Демону», можно считать вершиной мастерства Врубеля – графика.

Помимо «Демона», Врубель исполнил несколько иллюстраций к «Герою нашего времени», к поэме «Измаилбей» и отдельным стихотворениям. Все эти листы смотрятся как станковые вещи. Они большого формата и не рассчитаны на обязательную связь с книжной полосой.

На появление символизма в творчестве Врубеля повлияло его увлечение философией Канта, Ницше и Гёте во время учения в университете. Врубель как и Гёте видел в классической форме искусства предельное выражения реализма. Философ утверждал, что всякое целое и единое одновременно множественное, и что в каждом единичном явлении символически заключено и общее. Путь к истине возможен когда человек умеет оторваться от единичного, связав в общее несколько случаев. И от этого утверждения был логичен переход к символизму, который отличался конкретностью.

В историческом отношении примечателен тот факт, что «Демон» Лермонтова в эпоху дворянско – революционного романтизма был образом – героем политического бунта против самодержавия, крепостничества, а в начале следующего века, на рубеже первой русской революции, «Демон» Врубеля явился романтическим героем идейно – эстетического бунта против мелочности будничности мещанства. «Демон» Врубеля воззвал к людям тогда, когда русский литературный символизм не создал ещё ничего художественно – значительного. «Демон» был с Врубелем всегда на протяжении всего пути: и во время взлёта, и в момент его душевной катастрофы. Язык Врубеля был доступен всей молодёжи и всем живописцам. Произведения мастера были индивидуальными и неповторимыми. Ему удалось взволновать души современников, открыв им возможность усиления эмоционального содержания картины. Многих художников волновали вопросы познания мира через искусство, ответы на них они находили в гармонии живописного синтеза Врубеля. Художник создавал новые декоративно-живописные системы и через них он стремился выразить свои мечты. Он мечтал о гармоничном красивом мире, очищенном от всего уродливого и жестокого, Врубель говорил, что обыкновенным языком невозможно выразить мысли, эмоции, ощущения волнующие душу, для этого нужен новый язык. Существует мнение, что Врубель нашёл свою технику, изобразительны язык и стиль ещё в киевские годы, а последующий период был только временем развития и применения ранее найденного.

Страницы: 1 2 3 4

Поплярное на сайте:

Живопись
Значение этрусских склепов для изучения культуры не исчерпывается техническим совершенством и своеобразием построек и уникальностью обнаруженных в них находок. Многие могилы стали богатым источником сведений о живописи этрусков, одной из ...

Истоки маскарада
Древняя Греция знала шумные и веселые праздники в честь Диониса – дионисии. Они сопровождались маскарадными шествиями (комос) с пением, музыкой, плясками, украшались нарядно убранными, установками. Впереди их находился главный потешный «к ...

Формализм как школа
Гуманитарные науки как более "мягкие" гораздо более чувствительные к воздействию внешних, собственно социологических параметров развития - в отличие от естественных наук, обладающих "жестким" методологическим каркасом ...