Тема «Демона» в искусстве художника 1890х-1902 г.г

Статьи по культурологии » Тенденции символизма в творчестве Врубеля » Тема «Демона» в искусстве художника 1890х-1902 г.г

Страница 2

В этой фигуре нет властного торжества, в ней выражена тоска и в наклоне головы, и во взгляде. Но художник подчёркивает, что «Демон» для него является идеалом прекрасного человека. При взгляде на эту картину у зрителя складывается впечатление фантастического мира, сказочно – прекрасного, но вместе с тем какого-то неживого, как будто окаменевшего.

«Демон сидящий» – это миф, созданный Врубелем о самом себе ещё в молодые годы. Лик «Демона» печален, но это печаль юности, он ещё далёк от отчаяния и полон веры в мощь своих крыльев.

Как ни велико значение «Демона сидящего» для самого художника – это для него лишь предчувствия «Демона» настоящего.

Несколькими годами позже Врубель сделал скульптурную голову Демона – это был совсем уже другой образ. Под массивной гривой волос скрывается иступленный лик с выходящими из орбит глазами.

В 1928 году её разбил на куски какой-то психически неуравновешенный посетитель Русского музея в Ленинграде, где скульптура была выставлена. Её реставрировали, но с тех пор она не экспонируется в зале.

Когда Врубель закончил картину «»Демон сидящий», он принялся за иллюстрации к Лермонтову. Прежде всего к «Демону». Врубель был единственным кто нашёл ему равновеликое выражение в иллюстрациях, появившихся в 1891 году. С тех пор «Демона» уже никто пытался иллюстрировать.

Демон Врубеля – не дьявол, носитель зла, изображавшийся с рогами, хвостом и козлиными копытами, в просторечии называемый «нечистой силой». Демон символ мятежного начала, ангел, восставший против бога. Его первый прообраз в искусстве – Люцифер из поэмы «Потерянный рай» Джона Мильтона, английского поэта XVII века. Позже образ «демонической личности» укореняется в искусстве романтизма, в поэзии Байрона. От мятежных титанов Байрона – люцифера, Манфреда, Каина – отчасти ведёт свою родословную и лермонтовский Демон.

У Лермонтова Демон, хотя и страдающий, всё же «царь познанья и свободы». У Врубеля он не царственен – в нём больше тоски и тревоги. Это сказалось в иллюстрациях к поэме Лермонтова. Здесь Врубелю больше всего удался ожесточённый, скорбный, одинокий лик на фоне горных вершин. Меньше удался Демон в сценах искушения Тамары, где он торжествует свою победу над ней. Но все равно эта работа прекрасна как произведение графического искусства.

Вообще лермонтовский цикл, в особенности иллюстрации к «Демону», можно считать вершиной мастерства Врубеля – графика.

Помимо «Демона», Врубель исполнил несколько иллюстраций к «Герою нашего времени», к поэме «Измаилбей» и отдельным стихотворениям. Все эти листы смотрятся как станковые вещи. Они большого формата и не рассчитаны на обязательную связь с книжной полосой.

На появление символизма в творчестве Врубеля повлияло его увлечение философией Канта, Ницше и Гёте во время учения в университете. Врубель как и Гёте видел в классической форме искусства предельное выражения реализма. Философ утверждал, что всякое целое и единое одновременно множественное, и что в каждом единичном явлении символически заключено и общее. Путь к истине возможен когда человек умеет оторваться от единичного, связав в общее несколько случаев. И от этого утверждения был логичен переход к символизму, который отличался конкретностью.

В историческом отношении примечателен тот факт, что «Демон» Лермонтова в эпоху дворянско – революционного романтизма был образом – героем политического бунта против самодержавия, крепостничества, а в начале следующего века, на рубеже первой русской революции, «Демон» Врубеля явился романтическим героем идейно – эстетического бунта против мелочности будничности мещанства. «Демон» Врубеля воззвал к людям тогда, когда русский литературный символизм не создал ещё ничего художественно – значительного. «Демон» был с Врубелем всегда на протяжении всего пути: и во время взлёта, и в момент его душевной катастрофы. Язык Врубеля был доступен всей молодёжи и всем живописцам. Произведения мастера были индивидуальными и неповторимыми. Ему удалось взволновать души современников, открыв им возможность усиления эмоционального содержания картины. Многих художников волновали вопросы познания мира через искусство, ответы на них они находили в гармонии живописного синтеза Врубеля. Художник создавал новые декоративно-живописные системы и через них он стремился выразить свои мечты. Он мечтал о гармоничном красивом мире, очищенном от всего уродливого и жестокого, Врубель говорил, что обыкновенным языком невозможно выразить мысли, эмоции, ощущения волнующие душу, для этого нужен новый язык. Существует мнение, что Врубель нашёл свою технику, изобразительны язык и стиль ещё в киевские годы, а последующий период был только временем развития и применения ранее найденного.

Страницы: 1 2 3 4

Поплярное на сайте:

Актеры и маски
По преданию, Феспид сам был единственным актером в своих трагедиях. Партия актера, чередуется с песнями хора, и составляла всю пьесу. Вскоре после Феспида Эсхил ввел девтерагониста, а младший соврименик Эсхила Софокл тритагониста. Основн ...

Стоунжендж
Из этих сооружений наиболее известен Стоунхендж, (графство Уилтшир, южная Англия) расположенный неподалеку от г. Солсбери. Его называют восьмым чудом света, крупнейшей загадкой древнего мира. Стоунхендж был возведен на рубеже каменного и ...

Сальвадор Дали – король сюрреализма
Одним из наиболее ярких представителей сюрреализма по праву можно считать испанского живописца Сальвадора Дали, образ жизни, образ мышления которого сюрреалистичен практически с рождения художника до самой его смерти. «Нормальность стави ...