Вильям Шекспир

Страница 5

Основой комедийного сюжета у него становятся пре­вратности любви, во все времена повторяющиеся. А ис­токи их — или в необычном стечении жизненных обсто­ятельств или в прихотях страстей. Отсюда два основных жанра шекспировской комедии — комедия положений и комедия характеров.

Сюжетная канва шекспировских комедий редко бы­вала собственным вымыслом драматурга: он пользовался сюжетами античными, историческими, перерабатывал популярные новеллы, прежде всего итальянские, пьесы своих предшественников и современников.

К первому периоду творчества Шекспира относится и его единственная трагедия – «Ромео и Джульетта».

Ромео и Джульетта были хорошо известны в эпоху Возрождения и до Шекспира не раз подвергалась литературным обработкам. О враждующих итальянских семьях Монтекки и Капулетти упомянул еще Данте в своей «Божественной комедии» («Чистилище», VI, 106). Мо­тив семейной вражды, препятствующей соединению влюб­ленных, был достаточно популярен в средневековой лите­ратуре, но приобрел особый смысл в эпоху Возрождения, провозгласившую право человека на счастье и на свобод­ный выбор жизненного призвания.

Сюжет этот недаром привлек Шекспира. В «Ромео и Джульетта» он выразил ис­тинно ренессансное представление о любви как о мощ­ной гармонизирующей силе, объемлющей собой плотс­кое и духовное и составляющей части космического уни­версума. Недаром любовный диалог Ромео и Джульетты в сцене ночного свидания изобилует астральными обра­зами и сравнениями. Чувство это вспыхивает стихийно и мощно, сметая на пути все препятствия. Не случайно действие в шекспировской трагедии охватывает всего 5 суток, на протяжении которых влюбленные проживают историю своей юной страсти от первой встречи до траги­ческой развязки. Они обретают о своем союзе искомую гармонию. И это гармонизирующее начало, побеждаю­щее вражду и смерть, определило оптимистический фи­нал шекспировской трагедии. Семьи Монтекки и Капулетти, примирившись над телами погибших детей, реша­ют воздвигнуть золотые статуи Ромео и Джульетте.

Второй период творчества Шекспира принято назы­вать «трагическим». Это связано не только с тем, что ос­новным его жанром становится трагедия, но и с общими особенностями мировоззрения зрелого Шекспира, для которого лучезарный полдень как будто сменился резки­ми вечерними тенями.

Перелом в настроениях Шекспира может показаться слишком резким. Перелом этот явно связан с актуальны­ми политическими событиями в Англии, имевшими к Шекспиру самое непосредственное отношение. Как из­вестно, он был дружен с группой молодых и влиятельных аристократов, завсегдатаев театра «Глобус». В 1601 году выносится судебный приговор лорду Эссексу, обвиненно­му в государственной измене, после чего Эссекса казни­ли. К заговору был причислен и лорд Саутгэмптон, кото­рый подвергся тюремному заключению. Незадолго до этого Шекспир пишет трагедию «Юлий Цезарь», в центре ко­торой история политического заговора и трагическая судьба Брута, совершившего убийство тирана из самых благо­родных побуждений, но не сумевшего уничтожить тира­нию. Нравственное поражение Брута составляет самостоятельную психологическую линию этой великой траге­дии. Именно в это время рождается у Шекспира замы­сел «Гамлета», появление которого ознаменовало начало нового периода его творчества.

Легенда о датском принце Амлете впервые была пред­ставлена в хронике Саксона Грамматика «История дат­чан» (1200 г.), которой впоследствии воспользовался Холиншед.

«Гамлет» явился своеобразным прологом ко всем великим трагедиям Шекспира. Исходя из особенностей конфликта, можно выделить два типа трагедий Шекспира: «субъективные», сосредоточенные на героях, «рабах страстей», и «объективные», в центре которых проблема состояния мира. Особенность «Гамлета» состоит в том, что он соче­тает оба эти аспекта и потому остается одной из самых сложных трагедии Шекспира, подвергавшейся самым противоречивым трактовкам.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Поплярное на сайте:

Маскарадные одежды
Цветовая палитра карнавального оформления являлась важнейшим стимулятором эмоционально-психологического состояния участников зрелищ. Она создавала атмосферу празднества, содержала сложную закодированную информацию программу общечеловеческ ...

Семья. Истоки
Сезанны вышли из небольшого городка Чезены (Cezana), ныне относящегося к западному Пьемонту, и поэтому до последнего времени считалось, что они были чисто итальянского происхождения. Однако в 17 столетии, насколько можно судить по именам, ...

Мадридский период
Жизнь в Мадриде открыла Веласкесу возможность внимательного изучения ценнейших королевских собраний живописи . Близость с испанской культурной элитой, встречи с посетившим в 1628 году Мадрид Рубенсом, первая поездка в Италию ( 1629 – 163 ...