Вильям Шекспир

Страница 4

Первое собрание сочинений Шекспира было выпу­щено уже после смерти автора в 1623 году двумя актера­ми его труппы Хемипгом и Конделлом, которые утвер­ждали, что в основу издания положены подлинные руко­писи Шекспира. С тех пор проведена огромная тексто­логическая работа, которая не завершена и доныне, и в установленный шекспировский «канон» были включены 37 пьес, 2 поэмы и сборник сонетов.

Творчество Шекспира принято делить на три перио­да. К первому периоду (1591—1601) относятся преиму­щественно комедии («Сон в Иванову ночь», «Двенадца­тая ночь», «Укрощение строптивой», «Веселые Виндзор­ские кумушки», «Венецианский купец», «Как вам это по­нравится», «Много шума попусту», «Бесплодные усилия любви»), трагедии «Ромео и Джульетта» и «Юлий Цезарь» и целый ряд исторических хроник («Генрих VI», «Ричард III», «Король Иоанн», «Ричард II», «Генрих IV»,

Шекспиру не пришлось изобретать заново аз­буки театрального искусства: к моменту появления в Лондоне будущего великого драматурга оно уже возму­жало и сложилось, создав благодатную почву для гения. Изящно-пасторальный мир Джона Лили (1554—1606), трагический титанизм Кристофера Марло (1564—1593), увлекательная сюжетность Роберта Грина (1558—1592), острый драматизм Томаса Кида (1558—1594) — все это соединилось в шекспировском театре, демонстриру­ющем разнообразие драматургических жанров и вирту­озность стилистических приемов. К самым ранним про­изведениям Шекспира обычно относят его исторические хроники. Этот жанр возник в английском театре неза­висимо от античной традиции и особенно полно отве­чал национальным запросам. Прозаические хроники были популярным жанром английской средневековой лите­ратуры, именно из них черпал впоследствии Шекспир сюжеты своих великих «северных» трагедий, особый ин­терес имела для него хроника Холиншеда (1577), где рассказывалась, в частности, и печальная история прин­ца Датского.

Жанр исторической хроники формировался на осно­ве традиций средневекового театра. Но если в религиоз­ных мистериях, популярных у европейского зрителя поз­днего средневековья, были представлены в аллегоричес­ком воплощении судьбы мира, то исторические хроники ориентированы на национально-государственную пробле­матику и в центре их — судьбы отечества. Проблемы законопорядка, престолонаследия и гражданского мира живо волновали шекспировских современников, еще хра­нивших в памяти историю феодальных кровавых смут. Поэтому магистральным сюжетом шекспировских хро­ник является становление английской государственности, что определило их проблематику и жанровое своеобразие.

Лучезарность мироощущений Шекспира выразилась в комедиях. Античная комедия была преимущественно сатиричес­кой и нравоописательной. В европейском средневековом театре комедия заведомо была отнесена к жанрам «низ­ким», и в ней господствовал фарсовый площадной юмор.

Самый популярный тип такой комедии — фарс, где дей­ствовали персонажи, представляющие своеобразные со­циальные маски (пройдоха-адвокат, развратник-священ­ник, крестьянин-плут и т. д.). Материалом комедии обыч­но служил быт средневекового города, и столкновения персонажей определялись их меркантильными интереса­ми. Шекспир открыл новые возможности комедии, сде­лав ее лирической и даже, как порой говорят, романти­ческой. Комедия его выросла на новой, уже окультурен­ной почве европейского Ренессанса, создавшего свое пред­ставление об эстетической норме и видевшего в искусст­ве не грубую копию реальности, а воплощение идеальной природы. Поэтому традиционный сатирический элемент перестает играть в комедиях Шекспира решающую роль, а зачастую и вообще отсутствует. Для него меняются сами источники комического.

Над чем же смеется Шекспир и его благодарный зри­тель, не утративший вкуса к комедиям, возраст которых — четыре столетия? Смешное стареет быстрее всего, и по­рой то, что веселило двадцать лет назад, становится скуч­ным и непонятным для нового поколения. Чтобы комедия «выжила» в течение четырех веков, она должна обладать необходимой универсальностью в самой трактовке коми­ческого. И именно это составило новаторство Шекспира.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Поплярное на сайте:

Потешный двоpец
У кpемлевской стены между Комендатской и Тpоицкой башнями находится интеpесное гpажданское сооpужение сеpедины XVII века - так называемый Потешный двоpец. Он постpоен в 1652 году для бояpина Н.Д.Милославского - тестя цаpя Алексея Михайло ...

Демоническое
Переселение было внезапным и чуть ли не случайным. Осенью 1889 года Врубель поехал в Казань навестить заболевшего отца и на обратном пути остановился в Москве — всего на несколько дней, как он предполагал. Но Москва его затянула, закружил ...

Труды мироискуссников – новое дыхание экслибриса
В XX веке начинается период резкого подъёма в русском искусстве книжного знака. На базе хорошо развитого у нас книжного и журнального дела выросли кадры виртуозных графиков, в основном объединённых вокруг журнала “Мир искусства”. Многие в ...