Медресе "Гусмания"

Страница 2

Медресе "Гусмания", переехавшее в повое здание (ныне ул. Тукаева, 39), продолжает заниматься по старой программе подготовки учителей для начальных классов (мугаллимов) и для медресе (халифов). Так произошло потому, что против новых взглядов X. Гусманова активно выступили влиятельные круги татарской интеллигенции и духовенства во главе с Салимгареем Яйтуриным. Дух бурных революционных событий 1905 года проник и в спокойную атмосферу медресе "Гусмания". Часть шакирдов и халифов начинает общаться с местными революционерами. Хабибулла Ахтямов, Хатмулла Фазылов старались знакомить шакирдов с внешним миром, событиями, происходящими вне стен медресе.Пишутся пьесы, организовываются постановки спектаклей. В стенах медресе начинают выпускаться журналы: литературно-политический "Иттифак" под редакцией Зия Уммати, сатирический "Чеметкеч" под редакцией М. Амирова и X. Каримова.

Группа интеллигенции (С. Янтурин, Б. Назиров, Зия-аль-Камали), мечтающая открыть высшее учебное заведение, покидает "Гусманию" и организовывает медресе "Галия". А другая группа (Л. Хакимов и его соратники), не соглашаясь с реформаторским духом, обитавшим в "Гусмании", оставляет ее стены и открывает медресе "Хакимия" с целью внедрения там методов обучения Бухарских медресе.

В 1907 году, после смерти оснопателя медресе Хайруллы Гусманова, во главе медресе становится имам-хатыб 1-й Соборной мечети Жигангир Абызгильдин. С этого времени медресе в какой-то степени теряет свое прежнее значение и снова превращается в обычное духовное учебное заведение. Число шакирдов постепенно уменьшается. В 1914 году в медресе обучалось 180 чел. Такое положение медресе устраивало не всех. Начинается новая волна за реформы. Поддерживаются ранее установившиеся новые методы обучения.

Медресе делится на 3 класса: приготовительный (ибтидан), l-й (рушди) и 2-й (игдадия). Приготовительный и второй классы имели 2-х годичные курсы, первый - З-х годичный.

Занятия велись в обычных классных комнатах, таких же, как н в русских учебных заведениях: имелись типовые парты, классные доски, географические карты. В программе по географии были общие сведения о частях света, география России и Европейских государств, математическая география с астрономией. Несмотря на такой подход к преподаванию общеобразовательных предметов, центральное место в учебном процессе отводилось мусульманским богословским предметам и арабскому языку. Арабский язык изучался настолько хорошо, что окончившие медресе могли свободно читать на нем книги и газеты, только говорить затруднялись за отсутствием практики.

Позднее в медресе возникает идея преобразования его в татарскую нациоиальцую гимназию. Носителям этой идеи (С. Максутов, Н. Алкин, Н. Биккулов) во главе с Ж. Абызгильдинным и казыем 1-й Соборной мечети Г. Сулеймановым удалось ее осуществить только в 1918 году (с началом чехословацкого мятежа). Директором национальной гимназии, которая размещалась в здании: медресе "Гусмания" до июня 1919 года, был Закир Шакиров.

После освобождения г. Уфы от колчаковцев национальная гимназия была реорганизована в школу-коммуну № 4. Здесь воспитывались и обучались дети-сироты, потерявшие своих родителей во время гражданской войны. Это была 4-х классная начальная школа с обучением детей по программе советских начальных школ.

После окончания 1921-1922 учебного года школа была преобразована в открытую советскую начальную школу, куда принимались все желающие дети башкир н татар. Школа была названа именем революционера-большевика Хусаина Ямашева (1882-1912) Директором школы-интерната был назначен Исмагил Ишмухаметов, завучем - Кашфи Мустафин. В 80-е годы в здании медресе размещался факультет повышения квалификации Башкирского государственного педагогического института. Сейчас в этом здании находится средняя школа № 14 г. Уфы.

Страницы: 1 2 3

Поплярное на сайте:

Отдел истории культуры и искусства античного мира
Отдел истории культуры и искусства античного мира располагает коллекцией, насчитывающей свыше ста шести тысяч памятников культуры и искусства Древней Греции и Рима, античных колоний Северного Причерноморья и Древней Италии. Большинство из ...

Барокко
Слово «барокко» буквально означает «странный», «причудливый». Этот художественный стиль преобладал с конца 16-го до середины 18-го в. и был призван прославлять могущество знати и церкви. Для искусства барокко характерно преувеличение во ...

30-е – роскошь и блеск
Великая депрессия, голодные дети бедствия миллионов сочетались с роскошью бомонда. Прекрасные дамы, живущие во дворцах и голодающие дети в трущобах, нищие у бального подъезда. Это, пожалуй, самая яркая картина 30-х. Беднота носит мятые ш ...