Четвертая соборная мечеть

Прошение о разрешении строительства 4-й соборной мечети во 2-м участке г. Уфы по Бекетовской улице (ныне Социалистическая) было подано мусульманским населением этой части города в Уфимское губернское правление в 1904 году.

17 марта 1906 года постановлением правления за № 114 было разрешено строительство.

Мечеть была построена на средства уфимского купца Абдулатифа Хакимова, проживавшего в собственном доме по Бекетовской улице. Чертеж на постройку был рассмотрен и утвержден 7 сентября 1906 года. Здание было каменное, двухэтажное, с двумя минаретами.

Хатыбом мечети был утвержден имам соборной мечети деревни Зай-Каратаевой Каратаевской волости Бугульминского уезда Мухаметгадый Фахретдинов, а на должность муэдзина принят башкир Тухватулла Курбанов.

Запись о получении хатыбом прихода зарегистрирована в метрической книге 19 октября 1908 года. Свои владения по Бекетовской улице Хакимов подарил Оренбургскому магометанскому духовному собранию. За его заслуги и за то, что он близко к сердцу принимал нужды и насущные потребности мусульманского общества Уфы, попечители соборной мечети 22 октября 1913 года ходатайствовали о присвоении А. Хакимову звания потомственного почетного гражданина города.

9 февраля 1930 года БашЦИКом было принято постановление "О закрытии Хакимовской мечети в г. Уфе", в котором говорилось: "Ходатайство трудящихся г. Уфы о закрытии Хакимовской мечети удовлетворить и здание мечети передать Уфимскому горсовету для использования под школу". Однако школа в здании мечети так и не была размещена, и 9 сентября 1930 года было принято другое постановление, которым здание мечети передавалось Башнаркомату труда "под курсы тысячников". В 1934 году здание мечети было передано фабрике им. 8 марта под клуб. В последние годы в здании размещалось диспетчерское управление "Башкирэнерго". В 1991 году здание мечети было передано общине верующих.

Поплярное на сайте:

Пост-пушкинская трагедия
Если Пушкина в день смерти назвали "солнцем русской поэзии", то ее луной, "солнцем неспящих", стал Лермонтов. Он обладал даром придать высоту чистой, беспримесной, прозрачной, как слеза, трагедии любому жанру, к которо ...

Особенности амарнского периода искусства древнего Египта
Конец XVIII династии (конец XV – начало XIV в. до н. эр.) – это период, имевший исключительное значение в истории египетского искусства. Стремясь подорвать авторитет жречества, опиравшийся на культы древних богов, Аменхотеп IV в ...

Культура в формировании личности человека
Усвоение культуры осуществляется с помощью научения. Культура создается, культуре обучаются. Поскольку она, не приобретаемая биологическим путем, каждое поколение воспроизводит её и передает следующему поколению. Этот процесс является осн ...