Четвертая соборная мечеть

Прошение о разрешении строительства 4-й соборной мечети во 2-м участке г. Уфы по Бекетовской улице (ныне Социалистическая) было подано мусульманским населением этой части города в Уфимское губернское правление в 1904 году.

17 марта 1906 года постановлением правления за № 114 было разрешено строительство.

Мечеть была построена на средства уфимского купца Абдулатифа Хакимова, проживавшего в собственном доме по Бекетовской улице. Чертеж на постройку был рассмотрен и утвержден 7 сентября 1906 года. Здание было каменное, двухэтажное, с двумя минаретами.

Хатыбом мечети был утвержден имам соборной мечети деревни Зай-Каратаевой Каратаевской волости Бугульминского уезда Мухаметгадый Фахретдинов, а на должность муэдзина принят башкир Тухватулла Курбанов.

Запись о получении хатыбом прихода зарегистрирована в метрической книге 19 октября 1908 года. Свои владения по Бекетовской улице Хакимов подарил Оренбургскому магометанскому духовному собранию. За его заслуги и за то, что он близко к сердцу принимал нужды и насущные потребности мусульманского общества Уфы, попечители соборной мечети 22 октября 1913 года ходатайствовали о присвоении А. Хакимову звания потомственного почетного гражданина города.

9 февраля 1930 года БашЦИКом было принято постановление "О закрытии Хакимовской мечети в г. Уфе", в котором говорилось: "Ходатайство трудящихся г. Уфы о закрытии Хакимовской мечети удовлетворить и здание мечети передать Уфимскому горсовету для использования под школу". Однако школа в здании мечети так и не была размещена, и 9 сентября 1930 года было принято другое постановление, которым здание мечети передавалось Башнаркомату труда "под курсы тысячников". В 1934 году здание мечети было передано фабрике им. 8 марта под клуб. В последние годы в здании размещалось диспетчерское управление "Башкирэнерго". В 1991 году здание мечети было передано общине верующих.

Поплярное на сайте:

Энергообмен: зритель – актер
Искусство – наиболее свершенная и заразительная форма общения между людьми. Главным, и основным условием возникновения контакта между художником, театром, актером с одной стороны и зрителем, слушателем с другой, является высокий уровень с ...

Экслибрисы 19 века – предвестники будущего искусства
Упадок книжного знака в период конца 19- начала 20 века объясняется и тем, что гербовой знак отходил на второй план, а новый ассоциативный, делал в России лишь первые шаги на пути самостоятельного развития. Он пока ещё был слишком повеств ...

Здания и архитектурные комплексы
Романская архитектура отличается большим разнообразием форм. В ней наблюдается множество направлений, существовавших в различных областях Западной Европы и отражавших местные традиции и художественные вкусы. Во Франции выделялись школы Б ...