Упадок книжного знака в период конца 19- начала 20 века объясняется и тем, что гербовой знак отходил на второй план, а новый ассоциативный, делал в России лишь первые шаги на пути самостоятельного развития. Он пока ещё был слишком повествователен, громоздок, стараясь в ряде случаев за счет величины и шикарности мотива перещеголять экслибрис-герб. Художники перенимали от знаков-гербов их высокомерие, но в новом, не гербовом знаке оно выглядело смешным. Экслибрис конца 19 века, как правило, декламировал, а не выражал, разглагольствовал, а не информировал, пересказывал, а не обобщал. Медленно и словно нехотя нащупывал он пути и способы передачи внутреннего облика человека без ненужных котурнов и “мебельного” декорационного хлама. Примером могут служить экслибрисы М.П.Кодта, Б.Н.Боголюбова, Е.М.Бём. Художники конца 19 века, как отметил П.Н.Нерадовский, работавшие над экслибрисами “ не могли оказать влияние на развитие у нас художественного книжного знака уже по одному тому, что область книжного искусства была чужда их дарованию”.
Из-за удешевления книги, библиофильство сделалось любимым увлечением образованного человека, следовательно, выросло и количество книжных знаков, собирание которых стало заметным явлением. Разгорается коллекционный ажиотаж уже в последнее десятилетие 19 века. Появляются книжные знаки, созданные меньше всего для коллекционирования. Эти роскошные графические листы не только из-за своей большой величины, но и по чисто коллекционерским соображениям, стали печататься в минимальных тиражах, а по тому использовались по прямому назначению лишь в редких случаях. Правда, с таких экслибрисов часто делались уменьшенные репродукции, но такой рисунок оказывался дробным и не внятным. Наконец появились знаки – карикатуры на владельцев, это мнимые знаки, хотя для искусствоведа некоторые из них куда интереснее, чем заурядные метки библиотек.
К началу XX века пышные суперэкслибрисы с замысловатыми вензелями, гербами и даже с простыми подписями выродились в скромные инициалы, которые владельцы книг помещали на внешней стороне переплёта или на корешке книги. Главнейшим владельческим книжным знаком в России с XVIII века стал бумажный книжный знак.
Существование книжного знака в России в течение двух с половиной столетий, дало возможность накопить значительный материал для изучения. Количество русских дореволюционных и советских книжных знаков превышает 20 000 штук (информация на 1980 год).
Поплярное на сайте:
Российский кинематограф. Кинематограф в дореволюционной России
Первые фильмы братьев Люмьер были показаны в Петербурге, Москве, на ярмарке в Нижнем Новгороде, а затем и в других российских городах через несколько месяцев после Парижа; первые киносъемки произведены еще через несколько недель. Становле ...
Фарс
Площадной фарс выделяется в самостоятельный театральный жанр со второй половины XV века. Однако он до этого прошел долгий путь скрытого развития. Само название происходит от латинского farta («начинка»). И действительно, устроители мистер ...
Энергообмен: зритель – актер
Искусство – наиболее свершенная и заразительная форма общения между людьми. Главным, и основным условием возникновения контакта между художником, театром, актером с одной стороны и зрителем, слушателем с другой, является высокий уровень с ...
Навигация