Фаросский маяк

Страница 2

На верхушке третьей башни в объёмистой бронзовой чаше зажигали огонь, отблеск которого при помощи сложной системы зеркал был виден за 100 миль. Через весь маяк проходила шахта, вокруг которой по спирали поднимались пандус и лестница. По широкому и отлогому пандусу на вершину маяка въезжали повозки, запряжённые ослами. По шахте доставляли горючее для маяка.

Высокий маяк служил и наблюдательным пунктом. Сложная система отражателей использовалась и для обзора морских пространств, позволяя обнаруживать вражеские суда задолго до того, как они появлялись у берега.

Это сооружение, так же как пирамиды, возникло из пота и труда рабов, и во времена его строительства также свистели бичи надсмотрщиков. Но были у него и два принципиальных отличия. Во- первых, маяк на острове Фарс приносил «общественную пользу». Во-вторых, в те времена, когда создавалось это последнее чудо света античного мира, техника достигла немалых высот. Уже были известны винт и полиспаст Архимеда, подъёмные приспособления, различные строительные инструменты.

Основными строительными материалами для маяка были известняк мрамор, гранит. Строительством руководил известный греческий архитектор Сострат Книдский. По окончании работ Сострат высек на камне сооружения надпись: «Сын Дексифана Сострат – богам - хранителям, на благо плавающим». Эту надпись Сострат покрыл цементом и сверху обозначил имя Птолемея Сотера, правившего в то время. Вскоре цемент осыпался, и все увидели первую надпись. Посидипп, современник Сострата, воспел его в стихах, которые пережили маяк и донесли до нас имя его создателя.

А имя это было широко известно в античном мире. Современные учёные установили, что сооружений, подобных «висячим садам» Семирамиды, было несколько, и одно из них - «висячая променада» на острове Книд. Архитектором и инженером её был Сострат. Ему приписывают и ещё одно инженерное сооружение: во время боёв за Мемфис он якобы отвёл воды Нила, чтобы захватить город.

Александрийский маяк простоял 1500 лет, помогая ориентироваться средиземноморским «кибернетос», так называли кормчих древние греки. Маяк страдал от землетрясений и выветривания камня, но во времена императоров Клавдия и Нерона его восстанавливали. Его огонь навсегда потух во время землетрясения в 4 веке. Во времена арабского господства в середине 7 века он служил лишь дневным маяком. Во времена первых султанов – мамлюков (середина 13 века) материк настолько приблизился к острову, что пристани занесло песком, и он уже не нужен был и как дневной маяк. В самом начале 14 века его разобрали на камни, а на развалинах маяка воздвигли средневековую крепость.

В 1960-х годах, во время исследования прибрежных вод, неизвестный итальянский ныряльщик, опустившись на небольшую глубину у крепости султана, н6ашёл две мраморные колонны. При дальнейших работах со дна подняли статую богини Исиды Фаросской, которая некогда стояла в близлежащем храме. В 1980 году группа археологов обнаружила на морском дне остатки Фаросского маяка. Тогда же на глубине 8 метров обнаружили развалины дворца легендарной царицы Клеопатры…

Страницы: 1 2 

Поплярное на сайте:

Комедия
Рождение комедии как особого жанра, видимо, связано с Сицилией, где протекала деятельность Эпихарма, который первым стал активно разрабатывать пародийно- мифологическую и бытовую тематику в форме целостных пьес. Античные авторы, однако, п ...

Живопись
Значение этрусских склепов для изучения культуры не исчерпывается техническим совершенством и своеобразием построек и уникальностью обнаруженных в них находок. Многие могилы стали богатым источником сведений о живописи этрусков, одной из ...

Кубизм. На примере творчества П. Пикассо
Сложившиеся в 1900-е годы худо­жественные тенденции, для которых характерно выраженное в полемической форме противопоставление себя прежним традициям творчества, равно как окружающим социальным стереотипам в целом, получили название аванг ...