После венца

Новобрачную "высаживал из саней опять жених. Она не выходила из саней сама. Приезжает, у крыльця высаживает." (Илеза, д. Грибовская).

Вводили молодых чаще всего через двор. Кое где говорили так: "Раньше двором вели, ну а потом уж через мост стали!". На мосту молодых шибают житом. "Ячменем, житом шибают. Жито - жизнь" (Озерки, д. Евсеевская).

Затем молодым (встречают их отец с матерью) дают караваи. Они кладут караваи на головы и так вносят в дом, а в доме кладут на полицу, над тем местом, где будут сидеть. Иногда надо было надкусить каравай, чаще - просто положить. На полицу ставили так же иконы молодых, те, которыми благословляли. Невесту за стол садят по левую руку от молодого. Перед молодыми ставят один прибор, один стакан, одну ложку, одну вилку. Молодой должен кормить жену.

И вот свекр "вскрывает" или "скрывает" молодую. Ухватывает шаль, поднимает и трижды посолонь обводит шалью вокруг склоненных друг к другу голов молодых. "Хвалите молодую!" - восклицает сватья. Позже молодая подарит свекру за "вскрышу" полотенце собственного рукоделия.

Никаких обрядовых песен, ни тем паче причетов за этим столом уже не было. Только пировали и веселились.

Когда отстолуют, молодая начинала раздавать дары. Затем, ей нужно было поклониться всем гостям, всей деревне, каждому в особину. "Гордую" невесту грозили тут в шутку посадить летом на "муравьице" (муравьиную кучу). Впрочем, поклоны эти, всей деревне, уже и выходили из обычая: "а потом не стали разрешать мужья в ноги кланятсе "моя жона, так и не дам!". Свекровь, в самом начале пира, еще до раздачи даров и поклонов разбивала тарелку на счастье.

Отпировав с гостями, семейники переходят в зимовку, и еще ужинают своей семьей. Затем молодых отводили спать. Молодым стелили в отдельной горнице, стелила свекровь или чаще золовка. Золовка, постелив, сама валилась на постель и не уходила, не получив подарка, обычно ленты или полотенца. Свекрови за постель молодая всегда дарила полотенце.

Оставшись с мужем, молодая снимала ему сапоги. В сапоге были, по обычаю, деньги для молодой. В Илезе даже объясняли, что она при этом еще должна была угадать, в каком сапоге деньги, и тот первый снять, не то деньги ей не доставались.

Утром свекровь приносила горшок воды умываться, впрочем, была примета, в первую ночь "не пакостить", иначе "овцы будут плохо водиться".

За бужение полагалось дарить еще одно полотенце - "горшецьник" (якобы, чтобы свекрови о горячий горшок рук не обжечь). Свекровь будила молодых, сдергивая с них скутку, и те должны были разом вскочить: по примете, "что бы чирьев не было" и чтобы молодая "не ленилась в работе".

Умывшись, молодые садились за стол, и вскоре собирались в гости к родителям молодой на хлибины.

Поплярное на сайте:

Искусство Италии XIV-XVIII вв
Кризис феодализма и зарождение на юге Европы, в Италии, капиталистических отношений ознаменовали начало нового этапа в истории человечества, открыли новые пути для развития искусства. В борьбе с религиозным мировоззрением, господствовавши ...

Качество образного строя искусства
Новый этап творчества свидетельствовал и об изменении ожиданий, связанных с искусством. Все предыдущее искусство, если говорить об искусстве Нового времени, воспринималось как деятельность чрезвычайно серьезная. Искусство прошлого было на ...

Жан-Поль Сартр
В 1939 г. драматург, публицист, прозаик, известный философ-экзистенциалист, участник Сопротивления, сторонник «новых левых» и экстремизма, а также Советского Союза, Жан-Поль Сартр публикует роман «Тошнота», представляющий художественное в ...