Запоруки

Запоруки были традиционным началом самой свадьбы. Название "запоручивать" происходит от того, что обе стороны "бьют по рукам" - сговариваются. Но главное действие на запоруках - завешивание невесты, поэтому запоруки еще и называют часто "закрыванье". На запоруки являлся жених со сватом, и тут обрядовое действо разделялось как бы на две части. Одна - сговор старших по невесте, другая - поведение самой невесты.

Сват с женихом и отец невесты сговариваются степенно, помолятся, затеплют свечу под иконами, дадут руки друг другу, отец и жених выпьют. Угощали на запоруках чаем и вином, изредка подавали саломат. Договорятся, скажут: "С богом!".

И тут невеста, даже если хотела замуж, должна была показывать горе. Но если жених был ей неизвестен или, хуже того, отдавали не за любимого, тут уж невесте немного приходилось и изображать. Невеста убегала, девки ее ловили, она рвала зубами платок, кусалась или пряталась.

Отец не ловил отбивавшуюся невесту, а просто брал платок за кончин надо лбом и натягивал на лицо и говорил: "Просватали!".

И только уже когда невесту завесят, она перестает сопротивляться и начинает поочередно падать в ноги родителям и причитать. С этого момента начинается бесконечная череда невестиных свадебных причитаний. Причитать ей помогали девушки, и даже нарочно пригалшенная вопленнца.

Наряд, в котором невесту закрывали, как и фатку, не полагалось менять до свадебного дня.

Причитает невеста прежде всего отцу, потом матери, родне, подругам. Жених со сватом, не ожидая конца причетов, отправлялись домой. Когда невеста отпричитает, начинаются приготовления к свадьбе. Иногда уже в этот день начинают шить. Кроильница выбиралась из родни жениха (она знала размеры всех, кому готовились дары) или просто из местных деревенских мастериц. Иногда в этот же день начинали варить пиво.

Поплярное на сайте:

Маскарадная традиция
В России маскарадная традиция получила культурный импульс с реформами Императора Петра 1. До него переодевание в основном было прерогативой святочных и масленичных обрядов и культивировались в народной среде на уровне массовой культуры. ...

Влияние на формирование творческой мысли художника
Специфическая построенность отличает композиции Васильева, придавая картинный характер даже любому его этюду. Эти свойственные живописи Васильева устремления ощущаются уже в самых ранних его произведениях, в восприятии и переработке разл ...

Некоторые аспекты творчества А. И. Райкина
А. И. Райкин - один из самых популярных мастеров нашей эстрады. Его творчество является классикой. Знакомясь с репертуаром этого актера, встречаясь с его персонажами, каждый раз поражаешься силе его таланта, удивляешься очень живому, акти ...