Запоруки были традиционным началом самой свадьбы. Название "запоручивать" происходит от того, что обе стороны "бьют по рукам" - сговариваются. Но главное действие на запоруках - завешивание невесты, поэтому запоруки еще и называют часто "закрыванье". На запоруки являлся жених со сватом, и тут обрядовое действо разделялось как бы на две части. Одна - сговор старших по невесте, другая - поведение самой невесты.
Сват с женихом и отец невесты сговариваются степенно, помолятся, затеплют свечу под иконами, дадут руки друг другу, отец и жених выпьют. Угощали на запоруках чаем и вином, изредка подавали саломат. Договорятся, скажут: "С богом!".
И тут невеста, даже если хотела замуж, должна была показывать горе. Но если жених был ей неизвестен или, хуже того, отдавали не за любимого, тут уж невесте немного приходилось и изображать. Невеста убегала, девки ее ловили, она рвала зубами платок, кусалась или пряталась.
Отец не ловил отбивавшуюся невесту, а просто брал платок за кончин надо лбом и натягивал на лицо и говорил: "Просватали!".
И только уже когда невесту завесят, она перестает сопротивляться и начинает поочередно падать в ноги родителям и причитать. С этого момента начинается бесконечная череда невестиных свадебных причитаний. Причитать ей помогали девушки, и даже нарочно пригалшенная вопленнца.
Наряд, в котором невесту закрывали, как и фатку, не полагалось менять до свадебного дня.
Причитает невеста прежде всего отцу, потом матери, родне, подругам. Жених со сватом, не ожидая конца причетов, отправлялись домой. Когда невеста отпричитает, начинаются приготовления к свадьбе. Иногда уже в этот день начинают шить. Кроильница выбиралась из родни жениха (она знала размеры всех, кому готовились дары) или просто из местных деревенских мастериц. Иногда в этот же день начинали варить пиво.
Поплярное на сайте:
Архитектура
Искусство древнего Египта в большей степени, чем какого-либо другого периода художественного творчества, является отражением конкретной, реальной действительности на разных этапах ее исторического развития. Это касается не только изобрази ...
Театр в Пергаме
Пергам — столица эллинистического Пергамского царства в Малой Азии (создано в 283 до н. э. Филетером), перешедшего в 133 до н.э. к римлянам и превращённого ими в провинцию Азию.
Театр был построен на склоне путей горы в узкой лощине (узо ...
Художники
В 1863 г. 14 лучших художников выпускников Петербргской академии художеств, допущенных к конкурсу на большую золотую медаль, потребовали от академического начальства права совбодного выбора темы конкурсной картины в соответствии с наклонн ...
Навигация