Сватанье

Страница 1

Сват, чаще всего ездил один. В последнее время, впрочем, уже и с женихом. Встарь, однако, жениху самому сватать не полагалось. Могла сватать и женщина, сваха. Бывало, что и вдвоем ездили сваты "бывает и баба, и мужик - свои родные" (Озерки).

Сват приезжал после предварительных обсуждений и разговоров. Очень древний обычай, с элементами магии, был в Илезе и в Нижнем Спасе. Перед отьездом свата и сватов из дому, для успеха дела, их хлестали или забрасывали женскими головными уборами ("борушками").

Свата родители невесты узнавали по обрядовым поступкам. Входя в дом, сват проходил к печи и брякал печной заслонкой, а затем садился на лавку "вдоль по полу" (вдоль половиц) и сразу становилось ясно, что пришел сват. После этого уже начинался разговор. Свата начинают угощать. Непременно ставят самовар, и это тоже не без значения. Дело в том, что чай должна разливать невеста. Пока она разливает чай, свату представляется возможность еще раз хорошенько разглядеть девушку. "И в старину так. Девушек, так немного знают, и посылают, а сваха должна еще побольше вызнать. Может поговорить, да и уехать". За чаем, если все было благополучно и невеста "погленетсе", уговаривались о дальнейшем: когда поедут смотреть место, когда запоручат - это называлось "сложить строг".

Нередко девушку засватывали в ее отсутствие, особенно если сваты хорошо знали невесту. Согласие последней на брак не требовалось, решали родители сами.

Грубо отказывать свату не полагалось. Родители, ежели считали не подходящим для себя жениха, отговаривались то возрастом девушки, то хозяйственной неготовностью. Девушек отдавали замуж не слишком рано, обычно лет двадцати. Довольно часто невесты были старше женихов на три, четыре, даже на восемь лет.

Место (хозяйство жениха) смотрели через день, два после сватовства. Смотреть место ездил отец невесты. Нет отца - старший брат, дядя - словом, глава дома. "На перво посмотрят хозяйство, потом за стол. Но уж не дело, ежели много не угощаются" (Верхний Спас). "Не понравится, не будет ни пить, ни исть" (Илеза, Верх - Когшеньга). Больше всего в хозяйстве жениха ценилось обилие скота и хлеба. Богатство, которого требовали от жениха, заключалось, кроме скота и хлеба, в одежде и посуде, прежде всего медной, особенно ценимой встарь. Невеста же приносила в дом будущего мужа целую гору домотканых подарков всей его родне: "Постель обязательно: перина, подушка, даже и окутка (одеяло). Подарки жениху: рубаха, кальсоны. Свекровке - три исподки и на сарафан, платок. Скатертей, платовья, - такую ношу на аршин. А деверю тут тоже рубаху, кальсоны. Полотенца дарили кажному". (Илеза, д.Грибовская).

"Платовья" (узорные полотенца) собственного рукоделия имели ритуальное значение и шли отдельно от даров. Платовья и дарили особо, во время пира, еще до венца, причем дарила их невеста всем спутникам жениха. Полотенцами одаривала невеста и родителей жениха в последующие обрядовые моменты свадьбы. А всего приходилось раздавать иногда до сорока полотенец, и каждое с ткаными и вышитыми концами, со сложнейшим узором, уходящим корнями еще к дохристианской символике. "У нас такое поверье было, что, коли птицы павы или двух пав не вышьешь, замуж не выйдешь!" (Верхний Спас, д. Григорьевское).

Ритуальное значение имели и пояса, плетенные из разноцветного шелка.

"Как посмотрят место, едут на договоры. Договорятся когда свадьба. Жених приезжает обычно в воскресенье с родней и договариваются, много ли даров надо с невесты. Помимо даров, приданое. Почти с каждой корову - то полагалось. А уж и деньги выговаривали. Нет у ей атласника, шали там, кошули - отец дает денег. Жениха чаем попоят. Тут настряпают. Это договоры. Тогда уж назначают, через день ли, когда запоручивать" (Лохта).

Страницы: 1 2

Поплярное на сайте:

Музеи в хх веке
После того как власть сменила форму взаимоотношений с культурой, фактически отказавшись от их финансирования, музеям приходится менять стиль работы. Консервативная структура, многие годы ориентировавшаяся на государство как источник сред ...

Драма «Жизнь Галилея»
Пьеса «Жизнь Галилея»(имеет две редакции: первая – 1938-1939 годов, окончательная – 1945-1946 годов)посвящена проблеме ответственности ученого. Как и в «Матушке Кураж», прошлое служит здесь аналогом настоящего, его уроки несут в себе отв ...

Изменение критериев художественности и художественного контакта
Конфликтная и смысловая плотность действительного мира в начале XX столетия такова, что он кажется значительно богаче художественного вымысла. Читателю достаточно было обратиться к огромному запасу впечатлений, непрерывно наслаивавшихся в ...