Особенности пещерного искусства

Статьи по культурологии » Особенности пещерного искусства

Страница 6

Леруа-Гуран считал, что ни ритуальная ампутация, ни болезни костей, приведшие к утрате пальца, не объясняют существование такого количества вариантов, а изображение с отсутствующими фалангами вполне можно выполнить, загибая пальцы. Это подтверждается тем, что количество "удобных" изображений рук больше, чем трудновыполнимых. Они представляют определенный жестовый код, подобный тому, который применяют бушмены на охоте. Пожалуй, это один из немногочисленных случаев, когда Леруа-Гуран "забыл" об отказе от сравнительно - этнографического метода.

Леруа-Гуран полагал, что изображения рук не могли быть вполне ли случайно, они подчинены определенному порядку. Он заметил, что между изображений рук, так же как между изображениями животных и знаков в других пещерах, имеется определенная связь. Руки могли соответствовать изображениям животных или знакам. А комбинации пальцев играли роль определенных тем. Леруа-Гуран провел анализ всех обнаруженных комбинаций, в результате чего получил пять разновидностей. Четыре основных комбинации пальцев появляются с частотой, сравнимой с комбинацией бизона, лошади, каменного козла и оленя в пещерах средних Пиренеев. В других районах выявляются другие пропорции. По мнению Леруа-Гуран, анализ данных показывает, что отпечатки рук в пещере Гаргас соответствуют той же структуре изображений, что и в других пещерах. Это значит, что люди, жившие в Гаргас, имели в сознании некий символический код, и эта пещера содержит перемещенные на ее стены жестовые охотничьи символы, воплощенные в наскальном искусстве и заменяющие изображения животных. Возможно, данное явление того же порядка, что и тенденция редукции знаков. Леруа-Гуран отверг попытки объяснить потерю пальцев вследствие болезней или намеренного отсечения фаланг пальцев. Он считал, что и отрезать пальцы рук охотникам ради удачи в охоте, тем более будущим охотникам (так как большинство отпечатков рук в Гаргас небольшого размера и принадлежат, видимо детям и подросткам), абсурдно с точки зрения здравого смысла, даже для примитивного общества. Изображения рук, по размерам похожие на женские, соединенные со знаками из мужской группы и помещенные в центр композиции, по мнению исследователя, могли играть роль женских знаков.

Исследования Барьера и Сюэра, посвятившего этой проблеме свою диссертацию, представляют новые статистические данные и результаты экспериментов, которые позволяют по-новому взглянуть на выполнение и назначение изображений рук, однако не решают проблемы значения этого вида изображений. Проведя ряд экспериментов, исследователи пришли к выводу, что единственным способом, пригодным для нанесения рисунков, подобным негативным отпечаткам рук в Гаргас, является выдувание изо рта разведенного в воде красителя, а руки, изображенные в Гаргас, могли быть приложены только ладонью.

Однако самым острым и спорным остается вопрос о недостающих фалангах пальцев. Барьер и Сюэр отрицают возможность выполнения изображений в Гаргас посредством загибания пальцев. Таким образом, остается одно объяснение: в Гаргас изображены руки, пальцы на которых действительно укорочены. Существуют три варианта, при которых это могло произойти: болезнь, случайное увечье, намеренная ампутация. Тардо установил, что ни одно из всех возможных заболеваний, вызванных патологическими изменениями, не могло повредить пальцы кистей так, как это видно на изображениях в Гаргас. Значит, пальцы были изувечены намеренно, то есть, ампутированы.

В настоящее время не предложено ни одного убедительного довода, зачем нужно было ампутировать фаланги пальцев, еще меньше понятно, зачем люди с изуродованными руками изображали их на стенах пещеры. Гипотеза Леруа-Гурана и его метод извлечения максимума информации из материалов палеолитического искусства кажется довольно логичной, даже, если она и имеет отдельные недостатки. Во-первых, предположив, что отпечатки кистей принадлежат ™ женщинам, вследствие их небольшого размера, он, проявляя непоследовательность, называет их детскими, говоря о "будущих охотниках". Во-вторых, считая, что руки можно было прикладывать тыльной стороной, скорее всего он ошибался, в этом случае доводы Барьера и Сюэра кажутся вполне убедительными. Но он был прав в том, что пальцы не могли быть изуродованы намеренно. В настоящее время самым сильным аргументом против обеих гипотез является отсутствие остеологического материала, датированного временем верхнего палеолита, в котором были бы руки с недостающими, ампутированными, изувеченными или деформированными фалангами. Статистические подсчеты, подобно тем, которые Леруа-Гуран провел для изображений рук в Гаргас (хотя сам он не предполагал распространение опыта изучения рисунков данной пещеры на другие), были выполнены Ж. Клоттом и Ж. Куртэном при исследовании пещеры Коске. Процентные соотношения левых и правых, черных и красных, а так же "неполных" изображений оказались довольно близки тем, которые выявлены в Гаргас. Новым по отношению к методу комбинаций Леруа-Гурана было то, что исследователи разделили правые и левые комбинации. Количественные соотношения комбинаций различны для Гаргас и Коске. Исследователи Коске полагают, что, если принять гипотезу Леруа-Гурана о символическом значении комбинаций пальцев, то получается, что в этих пещерах были различные коды. Это логически объяснимо, учитывая большое расстояние между ними. Радиоуглеродные датировки показали, что изображения рук Коске, датированные 27000 лет назад, - самые древние, но это пока не может опровергнуть положение Леруа-Гурана о широком распространении этого исключительного мотива во время верхнего палеолита.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Поплярное на сайте:

Первая поездка в Италию
В августе 1629 года художник через Барселону выехал в Италию. 19 сентября эскадра прибыла в Геную. Здесь Веласкес провел нес-колько дней, осматривая коллекции картин во дворцах. Среди этих картин внимание Веласкеса должны были привлечь р ...

От античной живописи к иконописи
Как это ни странно, и живопись эпохи Возрождения, и средневековая иконопись имеют общего предка - живопись античную, трансформация которой в иконопись началась еще во времена первых христиан, задолго до официального утверждения христианск ...

Организация процессов восприятия учениками творчества М.В. Нестерова
Из многих научных источников по воспитанию и развитию школьников, следует, что изучать творчество такого талантливого русского художника конца XIX - начала XX в., как М.В. Нестеров, надо в 5 - 6-х классах общеобразовательной школы. Так ка ...