Стоянка имени М.И. Касьянова

Страница 2

Тем не менее можно неоспоримо утверждать, что разработка местных руд была здесь во второй половине II тысячелетия до н.э. Во-первых, все окрестные племена имели собственное производство металлических орудий. Изготовление их было налажено в большом количестве, о чем свидетельствует древний металл, собранный на Урале и в Приуралье. Очень сомнительно, что такая масса металла могла поступать из других отдаленных областей. Во-вторых, в районах несколько южнее современных границ Башкирии мы знаем Кагалинские рудники и разработки в Орском районе Еленовка (Ушь-Катты) Оренбургской области. Окруженное со всех сторон племенами хорошо знакомыми с металлургией, первобытное население Башкирии не могло не знать такой важной отрасли хозяйства.

В-третьих, спектральные анализы Е.Н. Черныха изделий абашево-баланбашских племен прямо свидетельствуют, что все они отлиты из металла, полученного из медных руд Приуралья или коренных месторождений Урала. Срубные племена, по мнению того же автора, в большом количестве использовали уральский металл.

Следующий цикл металлургического производства - плавка руд – не может быть доказана в настоящее время на фактическом материале. Зато обработка готовой меди, литье в формы и другие технические приемы изготовления медных орудий документируются не только вещами, но и литейными формами, тиглями и льячками со многих памятников эпохи бронзы.

Для решения вопроса происхождения металлургии необходимо брать изделия характерных форм: топоры, наконечники копий, кельты, серпы и частично украшения. Таким образом, на очень близко расположенных друг от друга территориях, мы имеем как могильники, так и поселения с различным керамическим материалом. Такое положение приводит к заключению, что в эпоху поздней бронзы в Башкирии существовали, по-видимому, две археологические культуры или две несколько отличные друг от друга группы племен, занимавшие одна северную, а другая часть Башкирии.

Как отмечалось выше, еще более ранняя культура бронзовой эпохи на рассматриваемой территории была срубная. Есть косвенные доказательства того, что она распространилась здесь на ранней ступени своего развития, и нет никакого сомнения в том, что племена срубной культуры принимали важное участие в сложении последующих культур эпохи бронзы. Это видно на материале могильника Метев-Тамак, на чересполосице памятников, когда жилища баланбашской культуры прорезали слои срубной на Береговском поселении К.В. Сальникова, но памятников древнее развитой срубной культуры мы не имеем. Поэтому очень трудно проследить развитие хозяйства у племен эпохи бронзы в Башкирии.

Уже у срубных племен мы застаем развитые скотоводство и земледелие. На памятниках всех культур найдены кости домашних животных, наличие кладов и отдельные находки серпов свидетельствуют об очень хорошо налаженном земледелии. Учитывая, что нам известно очень незначительное количество древних орудий земледелия, можно предполагать земледелие и скотоводство как основу хозяйственной деятельности племен бронзовой эпохи в Башкирии.

Кроме земледелия и скотоводства, несомненно, определенное значение имели охота, собирательство и рыболовство. Правда, мы не знаем находок сетей как у племен Прикамья, но в ряде памятников были обнаружены бронзовые рыболовные крючки, что опять-таки подтверждает важное значение этой отрасли добывания пищи.

Большую роль в жизни местных племен играла металлургия меди. Уральский металлраспространялся на очень широкой территории и использовался многими племенами европейской равнины. Широкие связи с соседними культурами можно проиллюстрировать наличием баланбашских типов керамики в бассейне Дона.

Мы плохо знаем такую отрасль хозяйственной деятельности, как строительство жилищ, так как раскопано только одно жилище на стоянке Ахметово I, но уже по нему можно судить, что местные племена умели строить наземные сооружения, а не землянки. Отсутствие в нем каких-либо опорных столбов заставляет предполагать наличие здесь какого-то сруба, способного выдержать перекрытие.

Подводя итоги рассмотренному материалу, мы приходим к выводу, что племена бронзового века в Башкирии имели развитое многоотраслевое хозяйство, но вся их деятельность проходила в рамках первобытного родового строя. Ни один из исследованных памятников не дает каких-либо данных о его разложении.

Иллюстрации

Рис.1. Находки со стоянок Ахметово I, Ахметово II и стоянки им. М. И. Касьянова

1-литейная форма; 2-сосуд из погребения 3; 3-медный браслет из погребения 1; 4,6-подвески из раковин погребения 7; 7-9, 12-27-керамика из стоянки Ахметово I; 5-пест со стоянки Ахметово II; 10,11-подвески из кости со стоянки им. М.И. Касьянова

Рис. 2. Фрагменты сосудов и орудия труда

Страницы: 1 2 3

Поплярное на сайте:

Юность. Годы учения
Первоначальное образование получил в латинской школе во Флоренции. Учился живописи у Гирландайо, скульптуре у Бертольдо ди Джованни в основанной Лоренцо Медичи художественной школе в Садах Медичи. Копировал фрески Джотто и Мазаччо, изучал ...

Ренуар
Дега и Ренуар были полной противоположностью друг другу. Пьер-Огюст Ренуар ослепил мир жизнерадостными изображениями крепких, здоровых, женщин, белокожих Диан, полнокровных богинь, которые были его идеалом. Дега, напротив, никогда не льст ...

Техника иконописи
В монументальной живописи господствовала мозаика, позднее, во времена заката империи, вытесненная фреской. Техника станковой живописи была такова: На доску (в Византии - кипарисовую, на Руси - сосновую или липовую) или холст ("пово ...