Стоянка имени М.И. Касьянова

Страница 1

Кроме памятников типа Ахметово I и селища Баланбаш в среднем течении р. Белой известно несколько стоянок самого конца эпохи бронзы с очень своеобразной для Западной Башкирии материальной культурой. Одна такая стоянка была исследована экспедицией в 1953 .- это стоянка имени М.И. Касьянова.

В 1953 г. было произведено археологическое обследование стоянки, выяснены границы ее, стратиграфия и был собран небольшой материал как подъемный, так и из заложенных там двух небольших раскопов и пяти малых шурфов. Всего было вскрыто в 1953 г. около 40 кв. м. Наибольшее количество материала, главным образом обломков глиняной посуды, было найдено в шурфе близ обрыва берега р. Белой. К северу от шурфа, в небольшой промоине берега, также было сделано много находок керамики. Стоянка расположена на высоком древнем берегу р. Белой, которая в настоящее время отошла к западу, в центре небольшой излучины.

Во время раскопок стоянки в 1954 г. следов жилищ обнаружено не было, но на площади раскопа было вскрыто 3 очага. Очаги располагались в округлых ямах диаметром от 0,8 м до 1 м и глубиной от 0,8 м до 1,3 м. Ямы были заполнены золистым слоем, среди которого попадались угольки, обломки глиняной посуды, кремень, костяные и бронзовые шилья, кости животных и рыб.

Кроме очагов, в раскопе 1954 г. были вскрыты две круглые хозяйственные ямы. Диаметр их-80 см и 1м 10 см, глубина – около 1м. Ямы были заполнены темным слоем, в котором до дна попадались находки, состоявшие из костей животных (коровы, свиньи, бобра), обломков глиняной посуды. Часть костей и черепков имела следы воздействия огня. Медных или бронзовых предметов очень мало: это 1) четырехгранное шило с хорошо сохранившимся острием; 2) маленькая плоская, круглая бляшка, диаметр ее – 8 мм; 3) два мелких обломка предметов из листовой меди или бронзы. Кроме того, при засыпке раскопа на поверхности земли был найден бронзовый трехгранный наконечник стрелы с выступающей вниз втулкой, по-видимому, не относящийся к инвентарю стоянки. Каменные орудия состоят из отбойников, нуклеусов, наконечников стрел, ножевидных пластинок и ножей, сверл, скребков и резца. Костяные орудия в коллекции со стоянки очень немногочисленны, вероятно, вследствие плохо сохранности кости в почве. Среди находок встречены 4 костяных предмета: проколка из грифельной кости лошади, 2 привески из фаланг зайца.

Наиболее многочисленный материал со стоянки-обломки глиняной посуды, около 4000 экз. Все сосуды лепные, внешняя и внутренняя поверхность большинства сосудов заглажена при помощи тряпки или кожи, зубчатым инструментом или щепкой различным способом снаружи и внутри. Почти все сосуды орнаментированы. Орнамент расположен на обрезе края , на шейке, изредка и на плечах сосудов. Он состоит ямочных, гребенчатых и резных узоров. Шнуровые узоры единичны. Шейка иногда подчеркнута резкой линией, ниже или выше которой расположены круглые ямочки обычно группами по две и по три. Элементы узора: ямки (круглые - более крупные и овальные, треугольные или удлиненные - мелкие), отпечатки зубчатого штампа (короткие прямые или дуговидные), ногтевые вдавления, резные линии, оттиски шнура. Ямки нанесены предметом с коническим, округлым или плоским концом, полой трубкой; иногда они имеют неправильную форму.

Особенно показательна близость глиняной посуды к ананьинской. Примесь дробленой раковины в глиняном тесте, круглодонность сосудов, орнамент из круглых ямок под шейкой, расположение узоров в основном на шейке сосудов-типичны для ананьинской посуды. Однако большинство узоров Касьяновской стоянки, плоский «воротничек» и обилие кремневых орудий говорят о несколько более раннем времени и несколько ином хозяйстве обитателей стоянки. Все это позволяет отнести памятник ко времени, непосредственно предшествующему ананьинской эпохе,- началу I тыс. до н.э. Стоянки, подобные Касьяновской, известны еще, кроме Гафурийского, в Благовещенском и других районах БАССР.

Металлические изделия тех типов, которые происходят из памятников Башкирии, распространяются широко по Уралу, Зауралью, Поволжью и далее на восток и на запад. Кроме того, они охватывают территории распространения различных археологических культур, что очень сильно затрудняет решение вопросов происхождения и принадлежности тех или иных орудий труда, украшений и оружия определенной группе племен или археологической культуре.

Уже одно то, что территория Башкирии охватывает горные хребты Южного Урала, возвышенность Приуралья и восточные склоны Уральского хребта, позволяет предположить наличие здесь металлургии в эпоху бронзы. Как известно, месторождения меди на Урале представлены 2 основными типами руд-коренными месторождениями собственно Урала и медистыми, песчаниковыми рудами Приуралья. Местонахождения того и другого типа руд известны в этой области.

Однако наличие рудных месторождений еще не свидетельствует о добыче в эпоху бронзы медных руд. Для их разработки необходимы, по крайней мере два условия. Во-первых, первобытные племена должны были знать о существовании этой отрасли производства и, во-вторых, они должны иметь экономическую возможность оторвать часть рабочей силы на сферы непосредственного производства продуктов питания и других материальных благ. В это время западная часть Башкирии была занята племенами развитой срубной культуры, предки которых, полтавкинские племена, уже длительное время использовали в своей хозяйственной деятельности металлические орудия. Они были знакомы не только с ковкой меди, но и с литейным делом. Кроме того, довольно развитые земледелие и скотоводство, несомненно, позволяли выделить часть рабочей силы для разработки полезных ископаемых. Однако прямых доказательств добычи медной руды в эту эпоху мы не имеем.

Страницы: 1 2 3

Поплярное на сайте:

Приезд жениха на неделе
Жениху на неделе полагалось являться с подарками. Называлось это "приехать с прениками". Кроме пряников привозили отрез на сарафан, платок, шаль, полушалок и т.п. "подарки невеста берет не сразу, "потомит" жениха, ...

Флигеля
Возведение флигелей началось под руководством подмастерья Н. Микетти -Гаэтано Киавери. К осени 1718 года были готовы фундаменты. В период строительного сезона 1719 года работами руководил «механист» Антонио Алимари из Венеции. В сентябре ...

М.В. Нестеров - как художник переходного периода рубежа XIX - XX веков
Михаил Васильевич Нестеров (1862-1942), родился в г. Уфе. Уфа в то время была одним из губернских городов России. Купечество составило основную массу в городе. К этому сословию принадлежала и семья Нестеровых. Род Нестеровых происходил и ...