Искусство древнего царства

Страница 1

Древнее царство - эпоха сооружения великих пирамид. Уже одно это определяет его лицо в общей линии развития древнеегипетской культуры, свидетельствуя о высоком уровне науки, искусства, об оформлении государственного строя, успехах хозяйственной жизни и сложении религиозной системы. Усиление централизации страны привело к установлению полной и неограниченной власти фараона-деспота, достигшей к этому периоду своего апогея.

Происходит расцвет монументального каменного зодчества, апофеозом которого явились гигантские пирамиды, причисленные еще в древности к семи чудесам света. Но путь к достижению совершенства пролегал через длительные поиски и находки. Все более внушительные размеры приобретает гробница - мастаба, ставшая конструктивной основой монументальных сооружений из камня. Одним из ранних памятников монументальной каменной архитектуры является заупокойный ансамбль фараона III династии Джосера. История сохранила имя его создателя - великого зодчего Имхотепа, прославленного мудреца своего времени, ученого, астронома и медика, отождествленного греками богом врачевания Асклепием.

Построенная вблизи Мемфиса (на месте современного селения Саккара около Каира) пирамида Джосера была центром сложного ансамбля из молелен и дворов, не отличавшегося еще стройностью общей планировки. Этот ансамбль был расположен на искусственной террасе, окруженной массивной высокой стеной, облицованной камнем. Сама пирамида достигала в высоту свыше 60 м и состояла как бы из семи мастаба, поставленных одна на другую. Гробница Джосера примечательна не только формой пирамиды, но и тем, что в ее молельнях впервые был широко применен в качестве основного строительного материала камень. Правда, камень еще не везде имел здесь конструктивное значение: здесь нет свободно стоящих колонн, они соединены со стенами, от которых зодчий не решается их отделить. Здания ансамбля воспроизводят в камне формы, свойственные деревянным и кирпичным постройкам: потолки вырублены в виде бревенчатых перекрытий, колонны и пилястры выдержаны в пропорциях, выработанных для деревянных зданий. Усыпальница Джосера важна и по своей декорировке. Интересны формы колонн и пилястр: здесь имеются и четкие, величественные в своей простоте каннелированные стволы с плоскими плитами абак вместо капителей и впервые выполненные в камне пилястры в форме раскрытых цветов папируса и лотоса. Стены залов были облицованы алебастровыми плитами, а в ряде подземных покоев — блестящими зелеными фаянсовыми изразцами, воспроизводящими тростниковое плетение. Таким образом, усыпальница Джосера в целом была чрезвычайно характерным для своего времени памятником, замечательным свидетельством интенсивной работы мысли и творческого дерзания. Еще не были найдены присущие каменному строительству формы, еще не была надлежащим образом организована планировка всего ансамбля, но уже было осознано и осуществлено основное — здание начало расти вверх и камень был определен как главный материал египетского монументального зодчества.

Пирамида Джосера явилась важнейшим этапом на пути к созданию пирамид классического типа. Первой пирамидой была усыпальница царя iv династии Снофру в Дашуре, имевшая свыше 100 м в высоту и явившаяся предшественницей знаменитых пирамид, построенных в Гизе фараонами Хуфу, Хафра и Менка-ура (по-гречески — Хеопсом, Хефреном и Микерином) и причисленных в древности к семи чудесам света. Эти пирамиды, как и все другие, расположены на западном берегу Нила. Еще издали на фоне розовеющих скал и синих ущелий Ливийских гор с их золотящимися на солнце верхушками отчетливо виден гигантский треугольник пирамиды Хуфу. Производимое пирамидами огромное впечатление описали многие очевидцы. Вот как об этом пишет русский путешественник А. С. Норов, посетивший Египет в 1834—1835 годах: по странной игре оптики, замеченной уже многими путешественниками, пирамиды по мере приближения к ним кажутся как бы менее огромными, чем издали; это происходит, по моему мнению, оттого, что издали они имеют лазоревый цвет дальности, резко обозначающий их на пустынном пространстве и на ясном горизонте; но с приближением к ним они принимают желтоватый цвет тех камней. Наиболее грандиозная из трех гробниц — пирамида Хуфу является самым большим каменным зданием древнего мира. Ее высота достигала 146,6 м, а длина стороны ее основания — 233 м. Пирамида Хуфу была сложена из точно отесанных и плотно пригнанных известняковых блоков весом в основном около 2,5 тонн каждый; подсчитано, что на сооружение пирамиды пошло свыше 2300 тысяч таких блоков. Отдельные блоки весили по 30 тонн. С северной стороны был вход, который соединялся длинными коридорами с расположенной в центре пирамиды погребальной камерой, где стоял саркофаг царя. Чтобы облегчить давление огромной массы камня на погребальную камеру, над ее потолком в нескольких рядах кладки были оставлены пустоты. Камера и часть коридоров были облицованы гранитом, остальные коридоры — известняком лучшего качества. Снаружи пирамида была облицована прекрасно обработанными плитами известняка, и ее массив четко выделялся на фоне неба.

Страницы: 1 2 3

Поплярное на сайте:

Платья и сарафаны
В моде изящные сарафаны и пла­тья на шлейках любой ширины и вовсе без них. Не менее актуальны модели с глубоким круглым (или V-образным) вырезом, а также с запахом, отороченным маленьки­ми рюшами. Вот уже второй сезон подряд удерживаются ...

Внешность и поза
Внешность всех святых, одежда, в которой их следует писать, позы, которые они могут принимать, строго определены. Так, апостола Иоанна Златоуста следует изображать русым и с короткой бородой, а Святого Василия - темноволосым с длинной зао ...

Новый этап в классицистической прозе, или эффект “отстранения”
В “Персидских письмах” также широко представлен жанр небольшого рассуждения, чаще всего на традиционные для моралистов темы, касающиеся разнообразных свойств человеческой природы: так, например, письмо 33 – иронизирование над позицией ске ...