Становление досуга XVII век

Страница 3

Любопытство взаимозависимости искусства скоморохов с театром. Причём обращу внимание на различие, обнаруживаемое между традициями скоморохов "походных", т.е. странствующих вне зависимости от того, были ли они городскими или деревенскими.

Замечу попутно, что возраст русского театра многие склонны исчислять всего тремя столетиями ( в 1972 году исполнилось 300 лет со времени устройства первого спектакля "Комедийной хоронины" при дворе царя Алексея Михайловича), в известном смысле это верно. Но театрализованные зрелища на Руси значительно старше. Я имею ввиду театр народный, элементы которого отчётливо проступали ещё во времена язычества. Несомненная роль скоморохов в процессе становления форм русского народного театра.

Со временем в праздниках и обрядах происходили, конечно, изменения, но процесс этот, по крайней мере в XI - XVI веках, шёл очень медленно. Каждый праздник и обряд проходил из года в год по всем хорошо известному чину, каждому празднику и обряду соответствовали строго определённые песни, танцы и игры.

Например, на святки устраивались игры с маскированием и ряженьем. Интересна была масленичная игра. Она представляла собой целый цикл, разворачивающийся в течении нескольких дней, притом в каждый из дней проводилась строго определённая часть, почти неизученной у нас игры.

Заранее определённый распорядок обуславливал характер и особенности искусства оседлых скоморохов. "Сценарий" каждого игрица был досконально известен каждому участнику; были какие-то твёрдые закреплённые функции, чётко определённый круг обязанностей. Одна из таких обязанностей это то, что люди собирались на игрице по зову, по сигналу скомороха.

Оседлые скоморохи не имели нужды создавать всё заново, они играли, пели, смешили, развлекали, пользуясь готовым, тем , что создал народ и что сохранило их искусство. Новое вносилось в то или иное произведение народного творчества в основном за счёт импровизации. Походные же скоморохи значительную часть своего репертуара создавали сами, а главное - их репертуар складывался уже независимо от игриц и обрядов, и приобретал самостоятельный смысл и интерес.

Разность условий, в которых действовали походные и оседлые скоморохи, породившая различие в характере их творчества, сказалась в конце концов и на итоге их деятельности. Я имея ввиду различие форм, в которые вылилось творчество скоморохов ко времени своего расцвета (XVI - XVII веков). Походные скоморохи оказались почти малоопытными "хозяевами" таких театральных и близких им форм, как "Петрушка", медвежья потеха, раек и др., т.е. форм мобильных, дающих возможность устраивать представление без долгих приготовлений - активно участвовали в процессе становления иной разновидности русского народного театра, именно театра, рождённого игрицами. "Царя Максимильяна" и "Лодки" и спектакли театра охочих комедиантов, т.е. театр живого актёра.

Преимущественное внимание походных скоморохов к медвежьей потехе и "Петрушке" объясняется их исконной популярностью у народа. Это особенно характерно для медвежьей потехи.

Популярность такого представления определялась не только любопытством. Образ медведя у русского народа вызывал целый круг представлений, идущий ещё от времён язычества. Кроме того, действия учёного медведя в совокупности с иногда обширными репликами вожака находятся в русле наиболее популярный традиций или направлений народного творчества в целом, определяющими чертами которых являются пародия и гротеск.

Медвежья потеха и кукольное представление, хотя и не исчерпывают всего многообразия форм искусства походных скоморохов, вполне могут служить основанием для заключения о его важнейшей особенности. Это сплав необычного с традиционным. Необычное - необходимое условие для возбуждения внимания зрителей. Традиционное - использование знакомой канвы, всего созданного раннее, форм юмора, сатиры, пародии и гротеска - столь же необходимое условие для того, чтобы быть понятым и принятым зрителями.

Церковь постепенно выступала для средневекового человека и в качестве своеобразного культурного центра. Она давала городским и сельским жителям возможность (а сельским, пожалуй, единственную) приобщиться к лучшим для того времени образцам зодчества, живописи (настенные росписи, культовые предметы), музыки, пения, познакомиться с печатным словом.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Поплярное на сайте:

"Марк и Белла"
Познакомились Шагал и Бела (Берта) в конце лета в 1909 году. Бела только что вернулась из-за границы. Была в Вене, Берлине. Пришла рассказать подруге Тэе Брахман о своих впечатлениях. Тэя жила на берегу Двины, недалеко от вокзала, на тих ...

Икэбана
С большим искусством и вкусом украшаются японцами их дом, жилище, места работы и отдыха. Элементарный толковый словарь языка дает следующее пояснение: « Икэбана - искусство ставить цветы и ветки в сосуды для цветов». Но это слишком прими ...

Последние оперы Глюка
Последними реформаторскими операми Глюка, поставленными в Париже, были «Армида» (1777) и «Ифигения в Тавриде» (1779). «Армида» написана не на античный (подобно другим операм Глюка), а на средневековый сюжет, заимствованный из знаменитой п ...