Северный и Южный Китай

Страница 2

Объединение отдельных царств и прекращение междоусобицы вызвали экономический и культурный подъем в стране. Расширилась площадь посевов, выросла численность населения. Начали заново отстраиваться разрушенные города, оживилась торговля.

За особую плату отыскивали и свозили в императорские книгохранилища свитки и сохранившиеся фрагменты древних произведений.

Во время внутренних войн и нашествия кочевников в IV – V вв. почти все города Китая были разграблены или сожжены. Древние столицы Чанъань и Лоян превратились в руины. В Южном Китае сохранились ранее возникшие немногочисленные города, но их жизнь мало чем отличалась от деревенской. Лишь в VI в. оживилась городская жизнь и началось градостроительство.

Города возникали как пограничные города-крепости, как торгово-ремесленные центры на больших реках и в местах добычи сырья, или как морские порты. Чаще всего города обносились земляными валами, а внутри сооружались стены и создавались замкнутые кварталы.

В городах жили влиятельные сановники и феодалы, чиновники и военоначальники, купцы, монахи и ремесленный люд. Там находились средневековые школы и библиотеки, работали ученые, учителя, наставники, специалисты военного искусства.

В Суйской и Танской империях одновременно с сооружением городов развивалось и городское ремесло.

В разных районах страны возникали горнодобывающие и плавильные промыслы.

В провинции Цзянси сложился центр производства керамических и фарфоровых изделий; в Янчужоу строились корабли.

Из «города парчи» Чэнду шелковые ткани вывозили в столицу или отправляли на запад по Великому шелковому пути. Чэнду был также центром по изготовлению бумаги.

Добыча соли, обработка металлов и камня, вываривание сиропа из сахарного трасника велись в широких масштабах.

Каменотесы, резчики по дереву и камню, лепщики строили и украшали дворцы, храмы, жилые помещения.

Вместе с буддистами в Китай пришло искусство монументальной скульптуры, строительство многоэтажных пагод и скальных храмов.

В стане возводились прочные мосты без опор. Мост, выстроенный под Лояном, используется и в наши дни.

В городских лавках-мастерских полировали ртутью бронзовые и серебряные зеркала, шили одежду и туфли, делали колбасы, музыкальные инструменты, украшения из серебра, золота, драгоценных камней, изготавливали весы и разновесы.

В VII - VIII вв. значительного развития достигло казенное ремесло. Продукция казенных рудников и плавилен, оружейных, ткацких мастерских, монетных дворов, мастерских по вырезанию печатей, по изготовлению экипажей и т.д. шла ко двору и никак не влияла на формирование рынка.

В тех отраслях ремесла, где требовался квалифицированный труд, феодальные власти стремились превратить занятие ремесленников в наследственное.

В VII в. была установлена единая государственная денежная единица (цянь) – крупная монета с квадратным отверстием, которая обращалась в стане более 1200 лет. Эти монеты нанизывали на шелковый шнурок, образуя связку.

Социальные столкновения и нашествия кочевников, происходившие в годы перехода от рабовладения к феодализму, не нарушали приемлемость китайской культуры, хотя и вызывали некоторый ее упадок. Из шелковых свитков, на которых были написаны сочинения, шили одежду и мешки. Создание новых творений человеческой мысли в новых условиях было затруднено. Однако на Севере, как и на Юге, многие ученые и писатели продолжали свою деятельность.

После объединения страны сложились новые возможности для развития научных знаний, искусства, литературы.

Ученые расширили свои знания о тайнах природы. Китайские алхимики, отыскивая для императоров эликсир бессмертия, проводили многочисленные опыты, раскрывая свойства металлов и минералов. Лекари изучали целебные свойства растений, совершенствовали медицину, перемежая научные знания волшебством и магией.

Средневековые инженеры и математики использовали свои знания при строительстве городов, каналов и крепостных стен.

Наблюдения за сменой сезонов, за небесными светилами способствовали развитию астрономических знаний, а также составлению гороскопов и предсказаний.

Страницы: 1 2 3

Поплярное на сайте:

Реформаторские оперы венского периода
5 октября 1762 года явилось знаменательной датой в истории оперного театра: в этот день впервые был поставлен в Вене «Орфей» Глюка на текст Кальцабиджи. Это было начало оперно-реформаторской деятельности Глюка. Через пять лет после «Орфея ...

Художники
В 1863 г. 14 лучших художников выпускников Петербргской академии художеств, допущенных к конкурсу на большую золотую медаль, потребовали от академического начальства права совбодного выбора темы конкурсной картины в соответствии с наклонн ...

Российский музей и интернет
Советский музей был в некотором роде вещью в себе. Призванный проводить государственную идеологию, музей ориентировался не столько на показ и просветительскую деятельность, сколько на хранение, комплектование и изучение коллекций. По это ...