Китай в эпоху империй Цинь и Хань

Страница 2

Существование на протяжении 400 лет единой китайской империи создало благоприятные условия для развития культуры и политических учений.

Большие успехи были достигнуты в области естественных наук. В I в. до н.э. был создан трактат «Математика в девяти главах», в котором впервые дается описание действий с отрицательными числами.

Крупнейший астроном ханьского Китая Чжан Хэн (78 – 139 гг.) изобрел примитивный сейсмограф.

Появились обобщающие труды по агрономии.

Значительные успехи были достигнуты в технике градостроительства. Города возводились по заранее разработанному плану с четким делением на кварталы, они имели прямоугольную форму и были ориентированы по сторонам света. Зодчие возводили прекрасные двух-трехэтажные здания с многоярусной крышей, крытой разноцветной черепицей. Этот тип постройки стал впоследствии традиционным. Резчики по мрамору и граниту украшали замысловатыми рисунками надгробия богачей.

В I в. до н.э. была изобретена бумага. Совершенствовались письменные знаки. Созданная в период правления Уди музыкальная палата Юэфу способствовала развитию литературы и культуры. Большой труд по реставрации плохо сохранившихся произведений выполнил видный ученый Лю Сян (79 – 8 гг. до н.э.). С древних бамбуковых пластинок он переписал сочинения на шелковые свитки.

«Отец китайской историографии» Сыма Цянь (прибл. 145 – 86 гг. до н.э.) создал труд «Исторические записки», где подробно изложил историю Китая с древнейших мифических времен до правления Уди. Труд этот состоит из пяти частей. Метод изложения материала, предложенный Сыма Цянем, стал традиционным и оказал огромное влияние на развитие исторической науки.

В I в. жил и творил историк Бань Гу (39 – 92 гг.), автор «Истории Ранней династии Хань» («Цяньханьшу»), в которой излагается история Китая на протяжении 230 лет – от воцарения Лю Бана и до конца правления Ван Мана.

К тому времени относится деятельность таких крупных философов-материалистов, как Хуан Тань (40 г. до н.э. – 30 г. н.э.) – автор трактата «Новые рассуждения» («Синьлунь») – и Ван Чун (27 – 97 гг.), написавший полемический трактат «Критические рассуждения» («Луньхэн»).

В Ханьскую империю начал проникать буддизм. Буддистские проповедники из Индии, Центральной и Средней Азии поселились в первых буддийских монастырях в городах Пэчэне и Лояне. Основная деятельность буддийских монахов сводилась к переводу на китайский язык санскритских текстов. Особенную известность снискал себе парфянский буддист Ань Ши-гао, поселившийся в лоянском монастыре в 148 гг. н.э. Основанная им школа сыграла значительную роль в распространении буддизма.

Древнее даосское учение постепенно превратилось в религию. В ней эклектически сочетались основные принципы философского даосизма с элементами народных верований и мифами. Она представляла собой смесь практических знаний, суеверий, колдовства, шаманства. Но на оформление даосизма в религиозную систему большое влияние оказал буддизм. Ханьский даосизм с его осуждением богатства и проповедью идеи равенства пользовался большим влиянием среди общинников, ремесленников и городских низов.

Страницы: 1 2 

Поплярное на сайте:

Язык как основа культуры
В теориях культуры всегда важное место отводилось языку. Язык можно определить как систему коммуникации, осуществляемую с помощью звуков и символов, значения которых условны, но имеют определенную структуру. Язык — явление социальное. И ...

Влияние модерна на решение декоративных панно
Летом в 1896 году в нижнем Новгороде открывалась Всероссийская промышленная и сельскохозяйственная выставка с Художественным отделом при ней. С.И. Мамонтов добился, чтобы два больших декоративных панно для художественного павильона были ...

Педагогический метод К. Брюллова
Брюлловская педагогика отличалась необычайной гибкостью. Учитель давал лишь общие установки, у него не было традицион­ного подхода к ученикам или традиционных заданий. Высказы­вания многочисленных брюлловских питомцев о методах его за­нят ...