Китай в эпоху империй Цинь и Хань

Страница 2

Существование на протяжении 400 лет единой китайской империи создало благоприятные условия для развития культуры и политических учений.

Большие успехи были достигнуты в области естественных наук. В I в. до н.э. был создан трактат «Математика в девяти главах», в котором впервые дается описание действий с отрицательными числами.

Крупнейший астроном ханьского Китая Чжан Хэн (78 – 139 гг.) изобрел примитивный сейсмограф.

Появились обобщающие труды по агрономии.

Значительные успехи были достигнуты в технике градостроительства. Города возводились по заранее разработанному плану с четким делением на кварталы, они имели прямоугольную форму и были ориентированы по сторонам света. Зодчие возводили прекрасные двух-трехэтажные здания с многоярусной крышей, крытой разноцветной черепицей. Этот тип постройки стал впоследствии традиционным. Резчики по мрамору и граниту украшали замысловатыми рисунками надгробия богачей.

В I в. до н.э. была изобретена бумага. Совершенствовались письменные знаки. Созданная в период правления Уди музыкальная палата Юэфу способствовала развитию литературы и культуры. Большой труд по реставрации плохо сохранившихся произведений выполнил видный ученый Лю Сян (79 – 8 гг. до н.э.). С древних бамбуковых пластинок он переписал сочинения на шелковые свитки.

«Отец китайской историографии» Сыма Цянь (прибл. 145 – 86 гг. до н.э.) создал труд «Исторические записки», где подробно изложил историю Китая с древнейших мифических времен до правления Уди. Труд этот состоит из пяти частей. Метод изложения материала, предложенный Сыма Цянем, стал традиционным и оказал огромное влияние на развитие исторической науки.

В I в. жил и творил историк Бань Гу (39 – 92 гг.), автор «Истории Ранней династии Хань» («Цяньханьшу»), в которой излагается история Китая на протяжении 230 лет – от воцарения Лю Бана и до конца правления Ван Мана.

К тому времени относится деятельность таких крупных философов-материалистов, как Хуан Тань (40 г. до н.э. – 30 г. н.э.) – автор трактата «Новые рассуждения» («Синьлунь») – и Ван Чун (27 – 97 гг.), написавший полемический трактат «Критические рассуждения» («Луньхэн»).

В Ханьскую империю начал проникать буддизм. Буддистские проповедники из Индии, Центральной и Средней Азии поселились в первых буддийских монастырях в городах Пэчэне и Лояне. Основная деятельность буддийских монахов сводилась к переводу на китайский язык санскритских текстов. Особенную известность снискал себе парфянский буддист Ань Ши-гао, поселившийся в лоянском монастыре в 148 гг. н.э. Основанная им школа сыграла значительную роль в распространении буддизма.

Древнее даосское учение постепенно превратилось в религию. В ней эклектически сочетались основные принципы философского даосизма с элементами народных верований и мифами. Она представляла собой смесь практических знаний, суеверий, колдовства, шаманства. Но на оформление даосизма в религиозную систему большое влияние оказал буддизм. Ханьский даосизм с его осуждением богатства и проповедью идеи равенства пользовался большим влиянием среди общинников, ремесленников и городских низов.

Страницы: 1 2 

Поплярное на сайте:

Дадаизм - непосредственный предшественник сюрреализма
В 1916 г. В Цюрихском кабаре собирается группа анархически настроенных поэтов-эмигрантов, молодых людей разных национальностей, объединенных ненавистью к войне. Они чувствуют интеллектуальный голод, но старое искусство их не устраивает. О ...

Холмогорская резьба по кости
Искусством резьбы по кости- "рабьему зубу" занимались жители в городе Холмогоры (60 км от Архангельска) и в деревнях его округи. Уровень их мастерства подтверждается вызовом резчиков для работы в Оружейной палате Московского К ...

Обзор некоторых экспонатов музея
В коллекциях Эрмитажа находятся сотни тысяч экспонатов. Любой экспонат имеет огромную ценность, художественную и историческую. Для посетителей музея ценность коллекций ясна. Однако, каждый находит для себя те самые произведения и работы, ...