Костюмы итальянского раннего Возрождения 1420-1490 гг

Статьи по культурологии » Костюмы итальянского раннего Возрождения 1420-1490 гг

Страница 1

Костюм является не только средством защиты от непогоды, но и знаком, символом, выражающим сложные понятия социальной жизни. Одежда указывала на национальную и сословную принадлежность человека, его имущественное положение и возраст, и с течением времени число сообщений, которые можно было донести до окружающих цветом и качеством ткани, орнаментом и формой костюма, наличием или отсутствием некоторых деталей и украшений, увеличивалось. Костюм мог рассказать, достигла ли женщина, например, брачного возраста, просватана ли она, а может быть, уже замужем, и есть ли у нее дети. Но расшифровать без усилий все эти знаки мог лишь тот, кто принадлежал к тому же сообществу людей, так как усваивались они в процессе каждодневного общения. В каждую историческую эпоху каждый народ вырабатывал свою систему символов, которые с течением веков эволюционировали под влиянием культурных контактов, совершенствования технологии и расширения торговых связей. По сравнению с другими видами искусства костюм широко и почти мгновенно реагирует на события в жизни народа, на смену эстетических и идеологических течений в духовной сфере. Для того, чтобы обрели плоть замыслы скульптора, архитектора, художника, писателя, должен пройти иногда длительный срок. Костюм же изменяется моментально, и в этих изменениях раскрывается глубинная сущность народной жизни.

Италия сумела, вопреки воздействию различных направлений моды, сохранить свой собственный вкус и в покрое одежды, и в сочетаниях красок. Этому особому статусу итальянской одежды долгое время благоприятствовало существование на территории Италии многочисленных замкнутых городов-государств: в их стенах вырабатывались определенные типы покроя и отделки, по которым современники могли сразу же узнать ломбардскую, венецианскую, тосканскую или умбрийскую работу. С усовершенствованием техники ткачества возросло потребление дорогих тканей. С XV века местные мануфактуры, особенно в Лукке, Венеции, Генуе, Флоренции и Милане, начинают в изобилии вырабатывать парчу, узорчатый шелк, разрисованный цветами бархат, атлас и другие великолепные, богатые красками ткани. После 1450 г. появляется тканый узор в виде цветов граната, который – в разных вариациях – становится наиболее излюбленным.

При всем многообразии узоров и красок итальянцы умели придавать своей одежде простую и гармоничную форму и носить ее с естественной грацией. В особенности это относится к женской одежде того времени. Все броское и вызывающее итальянки отвергали. Основным головным убором была sella («седло») с двумя верхушками – разновидность французско-бургундского «двурогого» чепца из золотой парчи или иной дорогой ткани, украшенная жемчугом или драгоценными камнями, с ниспадающим покрывалом. Но нередко все головное украшение составляли только изящно уложенные косы или локоны, переплетенные тонкими нитями жемчуга, похожие на филигрань сетки-чепцы и повязки или маленькие овальные шапочки на затылке (berretta), перевитые лентами. Любимым украшением была также гирлянда – широкий венок из цветов. Особенно сильное впечатление (тонко гармонирующее, однако, с нежными и строгими очертаниями целого) производил высокий, совершенно открытый лоб, искусственно увеличенный за счет удаления части волос спереди, а также бровей.

Поверх простого нижнего платья с длинными рукавами надевалась более элегантная cioppa – высоко подпоясанная, светлая, украшенная богатым узором верхняя одежда с длинным шлейфом и свисающими с плеч декоративными рукавами.

В мужской одежде заимствований несколько больше. В наибольшей мере подверглась чужеземному, то есть бургуднско-французскому, влиянию Северная Италия, особенно Ломбардия и Венеция. Молодые люди в первую очередь отдавали предпочтение короткой, тесно прилегающей одежде ярких расцветок. Однако в остальной Италии все еще остается влиятельной античная традиция, особенно если речь идет о форме и покрое одежды и о манере ее носить. Так, например, в XV в. члены магистратов и сановники большей частью носили длинную верхнюю одежду со складками, с очень широкими рукавами; нередко встречался также солидный просторный плащ. Наибольшее распространение получили длинный, до пят, открытый спереди подпоясанный кафтан с коротким стоячим воротником и узкими рукавами, а также более короткие кафтаны со сборчатыми полами.

Страницы: 1 2

Поплярное на сайте:

Качество образного строя искусства
Новый этап творчества свидетельствовал и об изменении ожиданий, связанных с искусством. Все предыдущее искусство, если говорить об искусстве Нового времени, воспринималось как деятельность чрезвычайно серьезная. Искусство прошлого было на ...

Могила неизвестного солдата
В декабре 1966 года, в дни 25-летия разгрома гитлеровских войск под Москвой, в Александровский сад с 41-го километра Ленинградского шоссе - места кровопролитных боев - был перенесен и торжественно погребен прах Неизвестного солдата. 8 мая ...

Кризис натюрморта начала XX столетия
Западноевропейское искусство второй половины XIX века неизбежно шло по пути специализации, обособления и выделения из всей совокупности художественных задач лишь некоторых, наиболее острых живописных проблем. Такие мастера, как Сезанн или ...