Женский костюм

Страница 2

Нужно сказать, что Голландия ста­ла в это время не только центром мировой торговли, но и прибежищем для эмигрантов (французских гугено­тов, португальских евреев и так да­лее). Поэтому разнообразие костю­мов, особенно в крупных портовых городах, было очень велико. Однако голландки не слишком обращали на них внимание и не стремились им подражать.

В 50 — 60-е годы происходит крис­таллизация внешнего облика женщи­ны из буржуазной среды. Ее костюм, сохраняя сходство с общеевропейс­ким, становится еще проще и строже. В нем сочетается конструктивная яс­ность с очень умеренной декоратив­ностью. Линии покроя лифа, проймы рукавов не просто подчеркиваются, а как бы прорисовываются узкой лентой иного, чем платье, цвета, что зритель­но делает тоньше талию. Форма боль­шого воротника образует вместе с оди­наковыми по всей длине рукавами, единую линию силуэта. В то же время нижний край воротника ложится на лиф, создавая спокойную горизон­тальную линию. Это урав­новешивает движение острых уг­лов внутри силуэта (треугольники шнипа платья и абриса юбки).

Сопоставление французского и голландского женских костюмов это­го времени показывает их различное композиционное и образное реше­ния, несмотря на обшее типовое сход­ство. Дело в том, что во французском платье значительную роль играло со­поставление одежды и обнаженного тела. Поэтому декольте оттеняли кру­жевом, легкими буфами из прозрач­ной ткани. Замена декольте большим воротником из плотной материи на повседневных одеждах или из белой прозрачной на нарядных, как это де­лали в Голландии, создавала уже иной внешний облик. Чувственность в кос­тюме голландки приглушалась, на первый план выступали кальвинистс­кие добродетели, подчеркнутые про­стой прической и головным убором, а также небольшим количеством укра­шений.

Национальным был не только па­радный костюм середины XVII века;

повседневный наряд горожанок, мо­жет быть, еще глубже и острее выразил индивидуальность голландских жен-шин, став впоследствии основой на­родного костюма.

На протяжении всего XVII века платья на севере Нидерландов шили преимущественно из однотонных тка­ней. В парадных туалетах с большим вкусом сочетали разные фактуры, но особенно распространенным было со­поставление бархата и атласа, иногда муара. Верхнее бархатное платье дела­ли обычно черным, нижнее — светло-серым, светло-желтым, белым, голу­бым. Декоративной отделкой служи­ли ряды галуна, вертикальные вдоль тела и горизонтальные по подолу.

В повседневных костюмах нижняя юбка не всегда была светлой, но всегда из другой ткани, нежели верхняя.

Сословное и имущественное разли­чие в женском голландском костюме сказывалось не только в качестве тка­ней, но и в фасоне — у жен буржуа лиф платья имел рукава, крестьянки, слу­жанки, рыбачки, жены мелких ремес­ленников чаще всего носили корсаж без рукавов.

Национальной частью женского костюма была верхняя домашняя одежда, прикрывавшая бедра, мягкой формы, не стеснявшая движения. Она существовала в нескольких вари­антах. Так же как и зна­менитое покрывало с крошечной ша­почкой на лбу — «гойке» — эта одежда приобрела национальные черты, своеобразную форму, отделку. В зажиточных кругах ее делали из бархата или атласа светлых нежных цветов, зимой отделывали белым ме­хом, иногда и горностаем. У женщин средних и бедных слоев такие жакеты шили из шерстяных тканей. Они име­ли несколько покроев — с короткой или длинной баской, узкими (по всей длине) или широкими вверху (уло­женными в мелкие складочки по пройме) и суженными книзу рукава­ми, с манжетами или без.

В конце 50-х годов верхняя юбка парадных платьев не имеет разреза спереди, она падает спокойными складками, рукава становятся более узкими, хотя их верхняя часть остается почти без изменений. Это создает но­вые пропорции костюма. Небольшая наколка, плотно облегавшая голову и пучок, все еще остается в моде, но прическа меняется. Все боль­ше встречается слегка завитых волос, а затем и локонов, как на портретах Терборха.

Этот женский костюм становится классическим в Голландии. Но во вто­рой половине XVII века богатые жены буржуа все чаще и чаще появляются в одежде, прямо подражавшей фран­цузской. Постепенно все националь­ное забывается. Голландцам, разбога­тевшим на грабеже колоний, кажутся теперь смешными идеалы простоты, бережливости и трудолюбия. Новое поколение стремится к роскоши. Ста­новится модным все французское. Быстрый расцвет голландской куль­туры сменяется деградацией, а наци­ональная самобытность — подража­нием. Хранителем традиций остается народ.

Увлечение французской модой со­здавало большой разрыв между кос­тюмами различных слоев. Он еще больше увеличился в XVIII веке, ког­да на основе слияния старой городс­кой и крестьянской одежды в конце столетия формируется народный кос­тюм со всеми его местными особен­ностями и отдельными старинными деталями.

Страницы: 1 2 

Поплярное на сайте:

Первая поездка в Италию
В августе 1629 года художник через Барселону выехал в Италию. 19 сентября эскадра прибыла в Геную. Здесь Веласкес провел нес-колько дней, осматривая коллекции картин во дворцах. Среди этих картин внимание Веласкеса должны были привлечь р ...

От античной живописи к иконописи
Как это ни странно, и живопись эпохи Возрождения, и средневековая иконопись имеют общего предка - живопись античную, трансформация которой в иконопись началась еще во времена первых христиан, задолго до официального утверждения христианск ...

Василий Григорьевич Перов
Василий Григорьевич Перов родился в городе Тобольске в 1834 году. Его отцом был губернский прокурор барон Г. К. фон Кридинер. Но, появившись на свет до брака родителей, художник получил фамилию крёстного отца - Васильев. Правда, она ему п ...