Кинематограф как средство массовой коммуникации

Статьи по культурологии » Кино - самое массовое из искусств » Кинематограф как средство массовой коммуникации

Страница 3

В силу своего статуса как средства массовой коммуникации, кино обладает огромным потенциалом воздействия на общест­во. Как бы ни относился зритель к показанному на экране, по какой бы причине он ни шел в кинотеатр - провести свободное время, встретиться с друзьями, наконец, получить наслаждение от произведения искусства, - в любом случае «мир» фильма, хотя бы одной из своих многочисленных сторон, затрагивает его. Особенно тогда, когда этот «мир» организован по законам зрелища.

Нам всем хорошо знакома ситуация, когда журналы и газеты переполнены отрицательными критическими отзывами о какой-то картине, в то время как билеты на этот фильм купить невозможно. Критики ругают зрителей за отсутствие вку­са, а зрители с недоверием начинают относиться к критической литературе. Особенно часто подобная ситуация возникает тог­да, когда на экраны выходит картина, сделанная в так назы­ваемом «низком» жанре.

Если говорить о «массовой культуре» Запада, то ее произ­ведения тоже связаны с реальностью, только совершенно спе­цифическим способом - они нередко функциональны по отно­шению к целям общества. Не случайно кинемато­граф определяется там как мощное средство манипулирования общественным сознанием. Вспомните американские фильмы, прошедшие на советских экранах (надо заметить, при полных кассовых сборах): «Бездна», «К сокровищам авиакатастрофы». Мораль их проста - будь смелым, сильным и ты получишь на­граду - деньги. Причем мораль эта не провозглашается в длин­ных монологах героев, она «закодирована» в каждом кадре, в каждом эпизоде фильма.

Основной недостаток наших развлекательных кинокартин заключается в отсутствии профессионализма их создателей. Недостаточное владение жанром проявляется не только в том, что рождаются несмешные комедии и незахватывающие де­тективы, оно становится очевидным, когда те самые серьезные проблемы, которых все-таки касается фильм, оказываются не «вплетенными» в его подлинный сюжет, а как бы «навешенны­ми» сверху. Именно потому так остро стоит вопрос о профессиональной подготовленности режиссеров, работающих в развлекательных жанрах, ведь зрелищность и развлекательность отнюдь не си­нонимы. Основная беда многих советских комедий, детективов, мело­драм, заключается в том, что, пытаясь услож­нить фильм, его создатели не могут органично соединить раз­влекательную и драматическую линии. Они существуют изоли­рованно и в результате губят друг друга. Зрелища не получа­ется, а ведь именно «низкие» жанры нуждаются в нем в наи­большей степени.

Созданная по законам зрелищности мелодрама может вы­звать у зрителя самые серьезные размышления о жизни, и они не разрушают ее как целостное произведение киноискусства, ес­ли все эти проблемы «закодированы» авторами в сюжетные пе­рипетии фильма, а не образуют своеобразный довесок.

Сущность кинематографа как СМК ярче всего проявляется именно в случае массового филь­ма. Дело в том, что зрелищно оформленный развлекательный фильм - это доступный каждому, надежный коммуникатор, причем самая главная из всех функций произведений киноис­кусства - эстетическая - в данном случае отнюдь не домини­рует. На первый план выдвигается рекреативная функция фильма.

Страницы: 1 2 3 4 5

Поплярное на сайте:

Казанский собор
Казанский собор, освященный в честь Казанской иконы Божией Матери, был построен на Красной площади во второй четверти XVII века в благодарность за избавление России от польско-литовских захватчиков в 1612 году и в память о погибших в этой ...

Ф.М. Вольтер
Особенно большое влияние на идейную жизнь Франции рассматриваемой эпохи оказал Вольтер (Франса Мари Аруэ, 1694-1778гг.) Чрезвычайно одаренный, Вольтер вошел в историю культуры как один из великих писателей Франции, как психолог, философ к ...

Вхутемаса – лаборатория современного ксилографического экслибриса
Одним из центров графического искусства стал в двадцатые годы полиграфический факультет ВХУТЕМАСа. Он являлся настоящей творческой лабораторией современной графики. Преподававшие здесь видные художники: В.А.Фаворский, П. Павлинов, Н. Писк ...