Второе рождение матрешки

Страница 2

С начала 1990-х годов росписью матрешки начинают заниматься не только в традиционных районах, но и в крупных городах – Москве, Санкт-Петербурге, отдельных туристических центрах. За основу чаще всего берутся форма и стиль, свойственные именно сергиевской матрешке, поэтому сейчас на матрешечных базарах встречаются изделия москвичей и петербуржцев, очень напоминающие матрешки Сергиева Посада.

Несмотря на разнообразие сегодняшнего ассортимента, уже можно выявить определенную тенденцию в формировании стиля “матрешка 1990-х годов”. Для него характерна проработка костюма в подчеркнуто русских традициях с платками и шалями по мотивам знаменитых Павловских. При этом одинаковой популярностью пользуются как “крестьянский”, так и “боярский” стили. Не забывается мастерами и изначальная идея матрешки – девочки. В этом направлении интересно работает С. Пахомова. Ее очаровательно улыбающиеся девочки угощают чаем с баранками, поят молоком котят и щенков, собирают в букеты васильки и ромашки… Творчество этой мастерицы – удачный пример обращения непрофессионала к традиционному художественному промыслу. В то же время работы художника – графика Т.В. Киселевой свидетельствуют о том, что возможности творческого самовыражения в росписи матрешки продолжают привлекать и профессионалов. Экспонирующаяся в Музее игрушки работа Т.В. Киселевой, расписанная по мотивам русской набойки, отмечена печатью высокого профессионализма, четким графическим рисунком, который, несмотря на некоторую суховатость, придает ей особую изысканность и своеобразное стилистическое очарование. Интересны так же работы сергиевских мастериц Л. Голубевой, Е. Паниной и других.

Итак, для самой популярной русской игрушки это десятилетие – юбилейное. Кто-то из иностранцев назвал матрешку “загадкой и символом России”, что дало повод для серьезных философских рассуждений на эту тему. Коллекция же матрешки в собрании Художественного – педагогического музея игрушки в Сергиевом Посаде убеждает нас в обратном – в идее своей эта деревянная фигурка была задумана как игрушка, которая способствует освлению ребенком таких понятий, как форма, цвет, количество, размер.

История развития русского народного промысла свидетельствует о его огромных возможностях, позволяющих создавать все новые и новые оригинальные произведения, интерес к которым не утрачивается и по сей день.

Сергиевская матрешка “Свадьба” (экспортный вариант).

Полховская матрешка.

Матрешка – неваляшка.

Семеновская матрешка.

Мериновская матрешка.

Нетрадиционная матрешка.

Страницы: 1 2 

Поплярное на сайте:

Стены и башни Кремля
Стены и башни Кремля, которые стоят и сейчас, были выстроены при великом князе всея Руси Иване III Васильевиче в 1485-1495 гг. Возвели их итальянские архитекторы Антон Фрязин (Антонио Джиларди), Марко Фрязин (Марко Руффо), Петр Фрязин (П ...

Общая характеристика российского искусства второй половины XIX – первой половины XX века
Вторая половина XIX в. несла на себе печать реформ Александра II, а после его гибели в 1881 г. преддверия революционных событий первых двух десятилетий XX в. Исходя из общественного бытия этого большого периода, можно сказать, что искусст ...

Вердинский обелиск
В 30 километрах от Духовщины, на большаке, веду­щем в Пречистое, неподалеку от возрожденной деревни Вердино в сентябре 1968 года был установлен памятный знак. Это двухметровый железобетонный обелиск в виде плиты. На плите, верхний край ко ...