История развития мирового кино

Статьи по культурологии » История развития мирового кино

Страница 3

Третий период охватывает 30—1-ю половину 40-х гг. Освоение звукового кино в начале 30-х гг. обусловило изменение художественной природы К. Звучащее слово сблизило К. с литературой и театром, создало условия для более глубокого исследования человеческих характеров средствами К., изменило изобразительное и монтажное решение фильмов.

30-е гг. стали временем подъёма и утверждения советского кино на позициях социалистического реализма. Основное место заняли фильмы о рабочем классе, колхозном крестьянстве и советской интеллигенции, о борьбе Коммунистической партии за победу Октября и построение социализма. Деятели советского кино сосредоточили внимание на воплощении типических образов-характеров представителей народа, через развитие этих характеров передавали содержание важнейших событий революционной истории и современности.

Тема партии как воспитателя и руководителя народных масс заняла центральное место в крупнейших произведениях кино: «Встречный» (1932, режиссеры Ф. М. Эрмлер и С. И. Юткевич), «Чапаев» (1934, режиссеры Г. Н. и С. Д. Васильевы, в главной роли Б. А. Бабочкин), трилогия о Максиме (1935—39, режиссеры Г. М. Козинцев и Л. 3. Трауберг, в главной роли Б. П. Чирков), «Мы из Кронштадта» (1936, режиссер Е. Л. Дзиган, сценарий В. В. Вишневского), «Депутат Балтики» (1937, режиссеры А. Г. Зархи и И. Е. Хейфиц, в главной роли Н. К. Черкасов), «Щорс» (1939, режиссер А. П. Довженко). Опыт, приобретённый в работе над историко-революционной темой и образами революционеров-коммунистов, подготовил советское К. к воплощению средствами кино образа В. И. Ленина в фильмах «Ленин в Октябре» и «Ленин в 1918 году» (1937—39, режиссер М. И. Ромм, сценарий А. Я. Каплера, в роли В. И. Ленина Б. В. Щукин), «Человек с ружьем» (1938, режиссер С. И. Юткевич, сценарий Н. Ф. Погодина, в роли В. И. Ленина М. М. Штраух).

Расширились жанрово-тематические поиски советских кинематографистов. Военно-патриотическим традициям народов СССР были посвящены исторические фильмы режиссеров В. М. Петрова, М. Э. Чиаурели, И. А. Савченко, С. М. Эйзенштейна, В. И. Пудовкина. Художественные традиции русской реалистической прозы с её тонким психологическим анализом развивали на современном материале режиссеры С. А. Герасимов и Ю. Я. Райзман. В фильмах В. М. Петрова, Г. Л. Рошаля, М. С. Донского, Я. А. Протазанова нашли кинематографическое истолкование выдающиеся произведения русской и советской литературной и театральной классики. Жанр советской музыкальной кинокомедии успешно разрабатывали режиссеры Г. В. Александров и И. А. Пырьев, композиторы И. О. Дунаевский и Д. Я. Покрасс и др.

После нападения фашистской Германии на СССР особенно важное место заняло документальное кино. На основе съёмок фронтовых операторов монтировались выпуски кинохроники и документальные фильмы, посвященные важнейшим событиям Великой Отечественной войны 1941—45 («Разгром немецких войск под Москвой», 1942, режиссеры Л. В. Варламов и И. П. Копалин, и др.). Материал кинохроники нашёл поэтическое истолкование не только в монтаже, но и в авторском тексте документальных фильмов: «Битва за нашу Советскую Украину» (1943, режиссеры А. П. Довженко и Ю. И. Солнцева),

«Освобожденная Франция» (1944, режиссер С. И. Юткевич), «Берлин» (1945, режиссер Ю. Я. Райзман). Крупными достижениями художественной кинематографии военных лет стали образы советских патриотов, созданные в фильмах «Секретарь райкома» (1942, режиссер И. А. Пырьев, сценарий И. Л. Прута, в главной роли В. В. Ванин), «Она защищает Родину» (1943, режиссер Ф. М. Эрмлер, сценарий А. Я. Каплера, в главной роли В. П. Марецкая), «Радуга» (1944, режиссер М. С. Донской, по повести В. Л. Василевской, в главной роли Н. М. УЖВИЙ), «Человек № 217» (1944, режиссер М. И. Ромм, сценарий Е. И. Габриловича, в главной роли Е. А. Кузьмина), «Нашествие» (1945, режиссер А. М. Роом, по пьесе Л. М. Леонова, в главной роли О. П. Жаков) и др. Комедии на военном материале создали режиссеры С. И. Юткевич и К. К. Юдин.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Поплярное на сайте:

Основные направления авангарда
В принципе авангардные явления характерны для всех переходных этапов в истории художественной культуры, отдельных видов искусства. В ХХ в., однако, понятие авангарда приобрело значение термина для обозначения мощного феномена художественн ...

Рисунок в XIX веке
Рисунок конца XVIII — начала XIX века называют рисунком классицизма. В это время рисунку придают доминирующее значение, но не в качестве художественной идеи. а как метода наилучшего познания идеально правильной формы. Рисовальное искусств ...

Пещера Альтамира
Не менее знаменитая пещера Альтамира находится на севере Испании, в провинции Сантандер. Она расположена между побережьем Бискайского залива и северными склонами Кантабрийских гор. Эта пещера, вход в которую также оказался засыпанным, был ...