Исторические факторы, способствующие возникновению и развитию пасхальных яиц

Статьи по культурологии » Искусство росписи пасхальных яиц » Исторические факторы, способствующие возникновению и развитию пасхальных яиц

Страница 4

В Москве торжественное Богослужение в пасхальную ночь совершалось в Успенском соборе, в присутствии царя, придававшего своим величием внушительность и торжественность церковным обрядам, в общем сходным с настоящими. У дверей собора приставлены были стрелецкие подполковники, которые обязаны были следить за тем, чтобы в собор проникали только те, кто был одет в золотные кафтаны. После хвалитных стихир государь прикладывался к образам, подносимым ему духовенством, и творил целование в уста со старшими, а младших жаловал к руке и оделял красными или золочеными яичками, либо куриными и гусиными, либо деревянными, точеными, расписанными по золоту яркими красками с изображением цветов, птиц и зверей. Затем к целованию царской руки подходили бояре по чинам, сначала старшие. После утрени Государь шел в Архангельский собор "христосоваться с родителями", т.е. поклониться их праху. В придворном Благовещенском соборе он христосовался "в уста" со своим духовником и также жаловал его и прочих яйцами. Равным образом делал он то же и у себя наверху, т.е. во дворце, христосовался с боярами, оставшимися "для бережения" царской семьи во время государева выхода в соборы. В золотой палате славили Христа духовные власти особо, после чего царь шествовал поздравлять царицу с детьми. С ними обычно он слушал обедню в одной из дворцовых церквей, а к поздней обедне выходил в Успенский собор во всех регалиях. После этой обедни всех придворных, не исключая всякого рода мастеров, осчастливливал царь своим высоким вниманием, допуская их к руке.

В первый же день св. Пасхи царь отправлялся по тюрьмам и, показывая собою лучший пример христианского смирения и милосердия, сказывал заключенным: "Христос воскрес и для вас" и одарял каждого либо новой шубкой, либо рубашкой и т.п. и присылал яства для разговения: "лучшим по части жаркой, да им же и достальным всем по части вареной, по части баранье, по части ветчины; а каша из круп грешневых и пироги с яйцами или мясом, что пристойнее. Да на человека же купить по хлебу да по калачу двуденежному". Более смирным и менее виновным преступникам давали по три чарки, а остальным по две, да по две и по одной кружке меду. А в золотой палате Царицыной в это время кормили нищую братию.

От новгородской и московской старины обратимся к настоящему времени и бросим беглый взгляд на празднование "велика дня" на Матушке-Руси. При пении тропаря просветимся торжеством и друг друга обнимем, начинается троекратное лобызанье и приветствие друг друга словами "Христос Воскресе" и ответным "Воистину Воскресе", причем отдаривают друг друга яйцами, называемые в зависимости от способа окраски: расписные – “писанками", крашеные – “крашенками". Отличие их в том, что для крашенки использовали вареные яйца, которые потом съедались, а для писанок – сырые и обязательно оплодотворенные. Позднее появились яйца из дерева (их называли “яйчатами"), фарфора, серебра, с украшениями из эмали, бисера, драгоценных камней. Способов окраски яиц множество, в них традиции переплетаются с фантазией, выдумкой исполнителей. Особенным уважением пользуется в народе "пасхальное яйцо", полученное первым: оно обладает способностью открывать нечистую силу, оно никогда не испортится до следующего года. Разумеется, речь идет о тех яйцах, что изготавливаются из дерева и камня, стекла, хрусталя и фарфора и предназначены для хранения в “красном углу" – перед иконами и лампадами.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Поплярное на сайте:

Могила неизвестного солдата
В декабре 1966 года, в дни 25-летия разгрома гитлеровских войск под Москвой, в Александровский сад с 41-го километра Ленинградского шоссе - места кровопролитных боев - был перенесен и торжественно погребен прах Неизвестного солдата. 8 мая ...

Язык как основа культуры
В теориях культуры всегда важное место отводилось языку. Язык можно определить как систему коммуникации, осуществляемую с помощью звуков и символов, значения которых условны, но имеют определенную структуру. Язык — явление социальное. И ...

Последние оперы Глюка
Последними реформаторскими операми Глюка, поставленными в Париже, были «Армида» (1777) и «Ифигения в Тавриде» (1779). «Армида» написана не на античный (подобно другим операм Глюка), а на средневековый сюжет, заимствованный из знаменитой п ...