Учение Фаворского о шрифтах

Статьи по культурологии » Экслибрис » Учение Фаворского о шрифтах

Страница 1

Фаворский так же разработал вопросы художественного шрифта, и в этом отношении его вклад очень ценен. Он увидел в знаках нашего алфавита художественные образные качества, которые выражают положение речевого аппарата, произносящего звуки, положение, отвечающее характеру звуков. В шрифтовых комбинациях он видел не только прикладную функцию, но и художественно-образное содержание. Фаворский ввёл в систематизацию шрифтов вместо внешнего описательного принципа – по наличию подсечек, по контрастности штрихов, по светлоте, ширине, росту -–принцип художественно-образный. По его классификации шрифты делятся на плоскостные, когда буквы как бы совпадают с плоскостью листа, объемные – когда возникает ощущение, что буква лежит, возвышаясь над поверхностью листа, и пространственные, когда создаётся впечатление, что шрифт лежит глубже, чем поверхность листа. Всё выше сказанное должно дать представление о Владимире Андреевиче и как о мастере экслибриса,… ибо каков весь образ мысли и искусство, каковы вся жизнь, вся артистичность и мудрость, таковы и его экслибрисы. Он вкладывал в них всё своё духовное богатство и душевную щедрость. Всего Фаворский сделал 25 знаков.

Экслибрисы В.А.Фаворскго – маленькие гравюры большого искусства

С точки зрения художественной концепции экслибрис особенно привлекателен для мастера-графика как пробный шар для испытания и применения своего композиционного дара, как нечто цельное и законченное, не смотря под час насовсем крошечные размеры. В границах относительно не сложной и быстро осуществимой задачи тут является возможность показать изобретательность в области сюжета и остроумную выдумку символа или аллегории, блеснуть новаторским или эффектным техническим приемом.

Здесь возможно осуществить то, что при большом формате и более широком задании далеко не всегда удается облечь в реальную форму. Не удивительно, что композиционная природа экслибриса, часто используется для педагогических опытов в художественных школах, а обзор экслибрисов определяет эпохи во многих случаях очень убедительно раскрывает эволюцию её стиля, вкусов и излюбленных родственных графической технике. В ещё большей степени, это касается круга экслибрисов, исполненных одним автором. После того, что происходило в искусстве в начале XX века, Творчество Фаворского производит впечатление спасительной пристани. Правда, отголоски бурных потрясений дают о себе знать и у него. Мир не кажется Фаворскому чем-то непроницаемым и несоизмеримым человеку. В основе его искусства заложено то жизнеутверждающее начало, которое составляет живую традицию русской литературы и искусства. Любовное, отзывчивое отношение к реальному миру сочетается в Фаворском с уверенностью, что художник не может его понять, не воплотив увиденного в совершенной художественной форме. Непосредственность и поэтическая наивность восприятия счастливо сочетаются у него с мудрой взвешенностью художественных приёмов. Порывы личного, субъективного не нарушают непреложных законов искусства. П.Д.Эттингер в книге “Книжные знаки Фаворского” тоже упоминает 25 знаков, но два из них не экслибрисы, а фирменные знаки. Однако известно ещё два экслибриса, сделанные в 1955 году и 1959 году - Гунста и Дервиз Разумовского. Из упомянутых Эттингером знаков, первый сделан в 1906 году, последний – 1928 году. Больше всего – 6 штук Фаворский создал в 1922 году. По содержанию книжные знаки Фаворского, которые можно скорее считать марками, так как некоторые из них принадлежат не частным лицам, а целым организациям (“Книжная лавка писателей”, конкурсный знак государственного издательства). Экслибрисы Фаворского разнообразны и было бы искусственным пытаться выявить в этой области эволюцию творчества художника, ибо экслибрис составляет не стройную цепь последовательного развития, а кажутся порой довольно случайными явлениями. Однако, когда в гравюре Фаворского появляется особенная легкость, это в период создания цикла “Руфь” – и в экслибрисе будут ощутимы те же перемены. Первоначально Фаворский гравировал книжные знаки, как решают интересную математическую задачу или разыгрывают сложный музыкальный этюд.

Страницы: 1 2 3

Поплярное на сайте:

Вторая поездка в Италию
Король поручил Веласкесу выбрать произведения лучших худож-ников, которые могли бы украсить задуманную им новую галерею. Веласкес ответил, что Филипп не должен удовлетворяться вещами, которые доступны другим коллекционерам, и просил пору ...

Китай в период Сунской империи
В социальной жизни китайской империи X – XII вв. произошли некоторые изменения. В X – XII вв. в феодальном Китае продолжался процесс обособления города от деревни. В разных районах страны возникали новые города, разрастались старинные по ...

Шишкин Иван Иванович
Известный русский художник Иван Иванович Шишкин любил изображать на своих картинах дремучие первозданные леса, показывать их дикость, свободу и красоту. Что ни лесной пейзаж, «то свой мятеж цветов и звуков». Красота дикого леса - высокий ...