Молдавское народное гончарное искусство — одно из наиболее древних. Об этом свидетельствуют найденные в ходе археологических раскопок на территории Молдавии керамические сосуды, фигурки людей и животных, относящиеся к трипольской культуре (4—3 тысячелетия до н. э.)
В историко-краеведческих музеях республики можно увидеть бытовые и декоративные керамические изделия XIV—XVI, а также последующих веков.
Большинство керамических изделий изготовляли на гончарном круге, украшали орнаментом, покрывали глазурью и обжигали в специальных печах. Посуда, предназначенная для домашнего обихода, как правило, вовсе не покрывалась глазурью или покрывалась лишь частично.
Старинные керамические изделия удивляют мастерством исполнения, изящной простотой форм, скромным украшением. Орнамент, состоящий чаще всего из самых простых линий, точек, кругов, мастера располагали так, чтобы наилучшим образом подчеркнуть форму керамического изделия.
Высоким мастерством исполнения отличаются керамические изделия и начала XIX века. Миски, тарелки, кувшины украшали обычно геометрическим и растительным орнаментом. Очень редко встречаются зооморфный и антропоморфный орнаменты.
С любовью гончары украшали кувшины лепными цветами, фруктами, птицами, фигурками людей.
На кувшинах типа бурлуй орнамент более сложный. Центральный узор на плечиках составляют различные сочетания элементов геометрического, растительного и зооморфного характера. Часто встречаются стилизованные птицы, а также древо жизни. На молдавской керамике очень часто знак солнца изображали в виде спиралей, розеток, кругов.
Большой интерес вызывают глиняные игрушки конца XIX — начала XX века: свистки, копилки в виде фигурок лошадей, всадников, петушков, реже собачек, лисиц. Самыми распространенными игрушками были фигурки коня и всадника. Обычно игрушки украшали геометрическим орнаментом и покрывали глазурью. Краски чаще всего яркие.
Современная молдавская керамика впитала многие традиционные национальные черты. Сохранились не только форма некоторых изделий, цветовая гамма, орнамент, но и техника их изготовления.
В настоящее время в Молдавии существуют несколько центров, где еще живет древний промысел — гончарное дело. Это села Годжинешты Каларашского района, Юрче-ны Ниспоренского района, Чинишеуцы Резинского района, Цыганешты Страшенского района. Причем характер орнаментов, цветовая гамма и выделка гончарных изделий в каждом селе отличаются неповторимым своеобразием.
В Чинишеуцах и Годжинештах керамические изделия изготовляют из красной и черной глины, а в Цыганештах и Юрченах — в основном из красной.
Орнамент на черной керамике обычно очень скромен и как бы образует гирлянду на плечиках сосудов из блестящих лощеных волнообразных линий, кругов или полукругов. Цвет не используется.
Цветовая гамма изделий из красной керамики состоит из зеленого, коричневого, желтого и реже — голубого цветов. Молдавской керамике вообще присуща полихромия орнамента.
И сегодня керамика играет большую роль в жизни молдавской семьи. Широко используются в быту улчор — кувшины для воды, молока; бурлуи — кувшины с узким и широким горлом для вина и воды; оале — горшки для приготовления пищи; гаваносы — емкости для хранения продуктов.
В этнографическом отделе Государственного Историко-краеведческого музея МССР представлены образцы современной молдавской керамики. В основном это изделия Унгенского завода художественной керамики, которые очень популярны и пользуются большим спросом.
Поплярное на сайте:
Поздний период
1650-е годы – время самых высоких творческих свершений Велас-кеса. Вдохновенным оптимизмом, смелостью живописных находок отмечены поздние женские и детские портреты особ королевского дома (королева Марианна Австрийская, около 1649, Прадо ...
Реформаторская деятельность в Париже
Новый и последний период в творческой деятельности Глюка наступил с его переездом в Париж в 1773 году. Хотя оперы Глюка имели в Вене значительный успех, его реформаторские идеи не были там до конца оценены; он надеялся именно во французск ...
Художники эпохи Высокого Возрождения
Отдельные тенденции искусства Высокого Возрождения предвосхищались в творчестве выдающихся художников 15в. И выражались в стремлении к величавости , монументализации и обобщённости образа.
Однако подлинным основоположником стиля Высокого ...
Навигация