Молдавское народное гончарное искусство — одно из наиболее древних. Об этом свидетельствуют найденные в ходе археологических раскопок на территории Молдавии керамические сосуды, фигурки людей и животных, относящиеся к трипольской культуре (4—3 тысячелетия до н. э.)
В историко-краеведческих музеях республики можно увидеть бытовые и декоративные керамические изделия XIV—XVI, а также последующих веков.
Большинство керамических изделий изготовляли на гончарном круге, украшали орнаментом, покрывали глазурью и обжигали в специальных печах. Посуда, предназначенная для домашнего обихода, как правило, вовсе не покрывалась глазурью или покрывалась лишь частично.
Старинные керамические изделия удивляют мастерством исполнения, изящной простотой форм, скромным украшением. Орнамент, состоящий чаще всего из самых простых линий, точек, кругов, мастера располагали так, чтобы наилучшим образом подчеркнуть форму керамического изделия.
Высоким мастерством исполнения отличаются керамические изделия и начала XIX века. Миски, тарелки, кувшины украшали обычно геометрическим и растительным орнаментом. Очень редко встречаются зооморфный и антропоморфный орнаменты.
С любовью гончары украшали кувшины лепными цветами, фруктами, птицами, фигурками людей.
На кувшинах типа бурлуй орнамент более сложный. Центральный узор на плечиках составляют различные сочетания элементов геометрического, растительного и зооморфного характера. Часто встречаются стилизованные птицы, а также древо жизни. На молдавской керамике очень часто знак солнца изображали в виде спиралей, розеток, кругов.
Большой интерес вызывают глиняные игрушки конца XIX — начала XX века: свистки, копилки в виде фигурок лошадей, всадников, петушков, реже собачек, лисиц. Самыми распространенными игрушками были фигурки коня и всадника. Обычно игрушки украшали геометрическим орнаментом и покрывали глазурью. Краски чаще всего яркие.
Современная молдавская керамика впитала многие традиционные национальные черты. Сохранились не только форма некоторых изделий, цветовая гамма, орнамент, но и техника их изготовления.
В настоящее время в Молдавии существуют несколько центров, где еще живет древний промысел — гончарное дело. Это села Годжинешты Каларашского района, Юрче-ны Ниспоренского района, Чинишеуцы Резинского района, Цыганешты Страшенского района. Причем характер орнаментов, цветовая гамма и выделка гончарных изделий в каждом селе отличаются неповторимым своеобразием.
В Чинишеуцах и Годжинештах керамические изделия изготовляют из красной и черной глины, а в Цыганештах и Юрченах — в основном из красной.
Орнамент на черной керамике обычно очень скромен и как бы образует гирлянду на плечиках сосудов из блестящих лощеных волнообразных линий, кругов или полукругов. Цвет не используется.
Цветовая гамма изделий из красной керамики состоит из зеленого, коричневого, желтого и реже — голубого цветов. Молдавской керамике вообще присуща полихромия орнамента.
И сегодня керамика играет большую роль в жизни молдавской семьи. Широко используются в быту улчор — кувшины для воды, молока; бурлуи — кувшины с узким и широким горлом для вина и воды; оале — горшки для приготовления пищи; гаваносы — емкости для хранения продуктов.
В этнографическом отделе Государственного Историко-краеведческого музея МССР представлены образцы современной молдавской керамики. В основном это изделия Унгенского завода художественной керамики, которые очень популярны и пользуются большим спросом.
Поплярное на сайте:
Происхождение и характер голландской живописи
Временем рождения голландской школы считаются первые годы XVII века. Эта школа относится к великим школам живописи и является независимой и самостоятельной школой, обладающей уникальными и неповторимыми особенностями и самобытностью.
Это ...
Метод действенного анализа в режиссуре театра, кино и телевидения
Подводя итоги ХХ тысячелетию, среди событий уходящего века одним из величайших было признано открытие Станиславским ” метода действенного анализа ”
Готовясь к этой работе, в поисках материала, я наткнулся еще на одну интересную статью: ” ...
Карл Павлович Брюллов
Среди персонажей изображены автор картины (художник на ступенях храма, слева, с красками и кистями в ящике, который он держит на голове) и Ю.П. Самойлова (мать, обнимающая дочь).
Исторический живописец, портретист и жанрист, щедро одарен ...
Навигация