Художник М.В. Нестеров

Статьи по культурологии » Художник М.В. Нестеров

Страница 2

«Видение отроку Варфоломею» - центральное произведение Нестерова. В его основу лёг эпизод из жития преподобного Сергия Радонежского - одного из самых почитаемых святых на Руси, основателя Троице-Сергиевой лавры. Мальчик – пастушок Варфоломей (будущий Сергий) потерял жеребят в лесу. Отправившись на поиски, он забрёл в пустынное место, и встретил не­знакомого старца – священника. Тот дал отроку кусочек просфоры и, вместе с ним, тягу к учению и просветлению.

В стилистике картины отчётливо проступают признаки национального варианта модерна. Местом действия служит реальный среднерусский пейзаж в окрестностях Абрамцева. Через природу художник пытался донести настроение созерцательности и умиротворения.

Это полотно открывало так называемый «Сергиевский цикл», в который ещё вошли «Юность преподобного Сергия» (1892- 1897гг.), «Труды Сергия Радонежского» (1896 - 1897гг.), «Преподобный Сергий Радонежский» (1899г.). Когда профессор Прахов, заведовавший живописными работами в киевском Владимирском соборе, и В.М.Васнецов – главный исполнитель этих работ – увидели на Передвижной выставке «Пустынника» и «Ведение отроку Варфоломею», они тут же предложили Нестерову участвовать в росписи собора.

Нестеров приступил к росписи Владимирского собора в Киеве в конце 1890г и работал там, почти без перерыва, вплоть до 1894 года.

Підпис: 
Юность преподобного Сергия
Нелегко дались эти четыре года росписи Владимирского собора Нестерову. Ему принадлежат запрестольные образа в двух приделах на хорах и по 10 других образов там же, по 4 образа в диаконике и жертвеннике и "Богоявление" в крестильнице.

«Художник был поставлен в необычные для него условия: он должен был писать святых с широко раскрытыми глазами на грандиозных площадях церковных стен, к которым он не привык. Пышный русско-византийский стиль его сбивал с толку. И несмотря на это, там, в этом пышно-великолепном соборе, нашлись скромные и уединённые уголки, где приютились смиренные и грустные создания Нестерова: на маленьких боковых иконостасах нижнего и верхнего этажей есть миниатюрное Благовещенье, иконы святой Варвары, Бориса и Глеба, где теплится это глубоко сладостное святое чувство самоуничижения. Мать, рождающая младенца на неслыханные страдания, мать, сердце которой пронзено мечом печали и согрета светлой радостью рождения, - она полна у Нестерова неземного очарования.… И мученики, отдающие плоть на растерзание, радостно вкушающие красоту боли и мучения, раскрывающие объятия смерти в провидении вечной близости к Богу, - это образы незабываемые», - так отзывается об этой дебютной работе Нестерова – иконописца Мстислав Формаковский.

Этой росписи Владимирского собора было довольно, чтобы имя Нестерова прогремело в России с тою силой, что и имя Васнецова.

С этого времени Нестеров, едва кончая роспись одного храма, принимался уже за работу для другого. В 1898 году по инициативе наследника Георгия, Нестеров приглашается на Аббастуманские горы для росписи дворцовой, во имя Александра Невского, церкви. В течение 5-6 лет Нестеров исполнил лично 50 композиций на стенах и иконостасе. К сентябрю 1904 г. все работы были закончены, а эскизы главнейших произведений приобретены в Музей Александра III.

Підпис: 
Великий постриг
Стенописи Нестерова изображают земную жизнь Спасителя, Богоматери, хоры ангелов, евангелистов святых, и т.д. Почему-то, прежде всего и невольно внимание останавливается именно на святых. Вот святая Нина, покровительница Грузии, умеренно строгая, черноокая женщина на фоне приятно синеющих гор. Вот Александра, святая царица, в короне, в богатом уборе; святой Пантелеймон, миловидный отрок, с целебными травами в руке, в нарядных чистеньких лопатках; святой Георгий, легко поражающий копьём нестрашного розоватого дракона; преподобный Сергий, заботливо облачённый в традиционные одежды схимника; святой Анастасий, святая Татьяна, святая Ксения, - все они хорошенькие, немного жеманные, все с подчеркнуто большими глазами.

Страницы: 1 2 3 4

Поплярное на сайте:

Палитра цветов, игнорирование светотени
Фон иконы (т.н. "свет") символизирует ту или иную божественную сущность, регламентированную трактатом VI века "О небесной иерархии" (например, золотой - Божественный свет, белый - чистоту Христа и сияние его Божественн ...

Древнее и Среднее царство
В Гизе, неподалёку от нынешнего Каира, на скалистом плоскогорье пустыни, отбрасывая на песок чёткие тени, стоят три громадных геометрических тела - безупречно правильные четырёхгранные пирамиды, гробницы фараонов Хеопса, Хефрена и Микерин ...

Архитектура: традиционный японский дом
Конструкция традиционного японского дома сложилась к 17 18м векам. Он представляет собой деревянный каркас с тремя подвижными стенами и одной неподвижной. Стенами не несут функций опоры, поэтому они могут раздвигаться или даже сниматься, ...