«Орестея»

Страница 2

Что ж в ушах безлирный плач Эриний

Слышен немолчно? (990-991)

Небывалый по своей трагичности комплекс переживаний Кассандры изображен у Эсхила не эпическими описаниями, но в виде передачи чувств и настроений хора. Тот факт, что хор развивает мысли Кассандры, особенно важен: суждение составляющих хор аргосских старцев, при всей их объективности, остается все же человеческим мнением, Кассандра же, приобщившись благодаря ясновидению к божественному знанию, придает оценке событий непререкаемую авторитетность.

Убийство Агамемнона, о котором хор узнает из криков убиваемого, один из наиболее драматичных эпизодов трагедии. Хор старейших, до того единый, распадается на голоса отдельных старцев. На наших глазах нечто единое и целое перестает быть таковым, что подчеркивает трагизм ситуации. Хор чувствует себя в полном смятении, лишающем его способности здраво рассуждать и вынести окончательное решение. Этим автор передает создавшуюся панику, тревогу, хаос, наступившие среди аргосского народа в связи с потерей царя. Но хор здесь не только олицетворяет народ: отчасти, он выражает и точку зрения автора, который против совершенного преступления и считает его несправедливым.

В четвертом эписодии «Агамемнона» хор осуждает Клитемнестру:

Умной гордынею ты обезумела, -

И к лицу

Это пятно тебе – крови клеймо на лбу:

Так исступилася мысль твоя кровию. (1426 –1428)

Сама же она считает, что в ее облике выступал древний свирепый дух-мститель. И хотя в аргументах Клитемнестры хор видит несостоятельную попытку возложить вину на божество, сам он все же в конце концов вынужден признать в смерти Агамемнона дело рук демона, вмешательство могучего божества, ненасытного в жестокости.

Убежденная вера в появление Ореста – мстителя за отца, присущая еще Кассандре и хору в «Агамемноне», составляет в начале «Плакальщиц» основу поведения хора. Отсюда советы Электре, ожидание «избавителя дома», который с мечом в руке отплатит за погибшего господина.

В Оресте хор плакальщиц видит руку Справедливости. Больше того: если в «Агамемноне» хор видит справедливость кары, постигшей поочередно Париса и Агамемнона, но не побуждает никого к ее свершению, то в «Плакальщицах» размышления хора о божественном законе возмездия предназначены как раз для того, чтобы обосновать необходимость действий Ореста в свете божественного права. Хор выступает от имени народа, чье правовое сознание требует мести за убитого царя:

Давно предназначенье ждет:

Рок да придет на вызов. (465-466)

Хор плакальщиц по второй части трагедии демонстрирует как страдание героев переносится вовнутрь: служанки Электры вспоминают, как при гибели Агамемнона они били себя с плачем в грудь и раздирали до крови щеки; теперь же, при виде следов на могиле царя, Электра чувствует, как желчь приливает к сердцу, как бы раненому двуострой секирой.

Выяснению вопроса о вине Ореста и его преследовании Эриниями посвящена вся заключительная часть трилогии. Эринии появляются на сцене трилогии не сразу, но строго постепенно, становясь все ужаснее. В «Плакальщицах» их еще никто не видит, кроме Ореста, и их пока можно считать его галлюцинацией. Но вот в «Эвменидах» Пифия уже рассказывает о том, как они окружают Ореста, об их отвратительном виде. Дальше взывает к ним и будит их тень Клитемнестры: слышатся их храп и стоны. Наконец, Эринии просыпаются и появляются сами во всем хтоническом ужасе. Но их ярость проявляется только на суде Ареопага, где они сначала властно допрашивают Ореста, а затем предъявляют свое обвинение. Как мы видим, образ хора Эриний довольно динамичен, в противоположность более ранним статичным образам Эсхила.

Когда Афина уходит выбирать судей для Ареопага, Эринии, оставшись на орхестре, исполняют стасим, в котором излагают свое кредо. Если в суде одержит верх этот матереубийца, рассуждают они, рухнут все нравственные устои. Эринии явно озабочены сохранением авторитета справедливости и чуть дальше развивают эту мысль достаточно подробно:

Страницы: 1 2 3

Поплярное на сайте:

Иоанн Дамаскин - теоретик иконописи
Иоанн (Иоанн-Мансур), прозванный Дамаскиным - великий поэт, крупнейший богослов и борец за православие. Он родился в Дамаске, в богатой и знатной христианской семье, получил разностороннее и глубокое образование. Отец позаботился, чтобы п ...

Сатирические портреты
В “Персидских письмах” широко представлен жанр сатирического портрета, выполненного в традициях Лабрюйера, любимого писателя Монтескье. Если Ларошфуко, другой замечательный французский моралист, исследуя человека в своих “Максимах”, стрем ...

Художественно-эстетическая феноменология направлений авангарда
Абстракционизм (абстрактное искусство). Главными теоретиками и практиками были В.Кандинский, П.Мондриан. Абстракционизм отказался от изображения форм визуально воспринимаемой действительности, от изоморфизма и ориентировался исключительно ...