Летом в 1896 году в нижнем Новгороде открывалась Всероссийская промышленная и сельскохозяйственная выставка с Художественным отделом при ней.
С.И. Мамонтов добился, чтобы два больших декоративных панно для художественного павильона были заказаны Врубелю. Темы выбрал сам художник. На одной стене «Принцесса Грёза», как общая всем художникам мечта о прекрасном, а на противоположной стене «Микулу Селяновича», как выражение силы земли русской. Панно были больших размеров.
До наших дней они не схоронились – только «Принцесса Греза», переведённая в керамическую мозаику. Судить о панно можно лишь но сохранившимся эскизам.
«Принцесса Греза»навеяна пьесой французского поэта Э. Ростана на сюжет старинной легенды. Трубадур Жоффруа прославлял в прославлял в песнях прекрасную Мелисанду, никогда не видя её; в последние годы жизни она является ему как сквозь сон, и он умирая поёт ей песню о ней. Этот момент изображён Врубелем: море, ладья под парусами, гребцы, умирающий трубадур и над ним склоняется призрачная царица его мечты. Композиция заключена в полукруг и очень ритмична.
«Микула Селянович» - русская былина, говорящая о том, как пахарь Микула посрамил надменного богатыря Вольгу, который хвалился своей силой, но не смог поднять узелка с сырой землёй. Столкновение двух героев Врубель показал как встречу двух эпических гигантов: один – само спокойствие и уверенность, другой – волнение и ярость. Эта картина ошеломляющая по силе, движению, - она это вся красота.
На эти декоративные панно повлиял в какой-то степени модерн.
Модернизм с одной стороны поддерживает молодые дарования, с другой стороны – воскрешает забытое прошлое: возбуждает интерес к памятникам русской живописи XVIII века, возобновляют культ немецких романтиков, Гёте, Данте, возбуждает интерес к Софоклу, занимаются постановкой на сцене Эвринида, возобновляют старинный театр. Так и в этих декоративных панно возобновляется интерес к старине, это мы видим в содержании. Изменился строй и порядок мыслей о моральных ценностях. Вместе с этим изменением был выдвинут вопрос о творческом отношении к жизни: прежде творческий рост личности связывался с религиозным отношением к жизни; но сама религия утратила способность соприкасаться с жизнью. Сущность религиозного восприятия жизни перешла в область художественного творчества.
Влечение к русскому сказочному фольклору, к национальным истокам возникло в те годы не у одного Врубеля. Вся деятельность художников абрамцевского круга направлялась на возрождение русской национальной старины. Эта волна начинала подниматься ещё в 80е годы, начинался отлив талантов от проблем сегодняшнего дня, которые казались погружённые в глубины души, глубины истории, глубины фантазии.
Вся русская сказочная и былинная тема у Врубеля противостоит теме Демона, как противоположный полюс. В Демоне всё на пределе напряжения, всё драматично, а здесь мягко. Трагедия интеллекта, потерявшего почву, ту самую сырую землю, на которой крепко стоит Микула Селянович. Демона терзают неразрешимые вопросы о смысле бытия; персонажи народного эпоса ими не задаются.
Врубель вникал в первоисточники. Создавая, например «Богатыря», он вживался в мир былинных сказаний. Его полотно написано почти одновременно с «Богатырями» Васнецова. В сравнении с врубелевским витязем васнецовские богатыри кажутся легковесными, и несколько прозаическими. Врубель стремился ближе подойти к стилистике фольклора. Он создал своего богатыря – Илью Муромца огромным, восседающем на коне.
Поплярное на сайте:
Периодизация истории буржуазного государства и права
1-ый период - связан с буржуазной революцией. Закладываются основы конституционной монархии.
2-ой период - 1660(89)-ый – оформление конституционной монархии в Англии завершается. 1701-ый год – «Акт о престолонаследии».
3-ий период - с 1 ...
"Уплощение", игнорирование линейной перспективы
Любая передача объема нежелательна, так как привлекает внимание к телесной сущности изображаемого в ущерб сущности духовной. Фигуры становятся двухмерными. С этой же целью широко применяемая ранее техника энкаустики, дающая слишком " ...
Образ женщины в искусстве Возрождения
Леонардо да Винчи родился в 1452 г. в селении Анкиано, около городка Винчи, у подножия Альбанских гор, на полпути между Флоренцией и Пизой.
Величественен пейзаж в тех местах, где протекало его детство: темные уступы гор, буйная зелень ви ...
Навигация