Первое собрание сочинений Шекспира было выпущено уже после смерти автора в 1623 году двумя актерами его труппы Хемипгом и Конделлом, которые утверждали, что в основу издания положены подлинные рукописи Шекспира. С тех пор проведена огромная текстологическая работа, которая не завершена и доныне, и в установленный шекспировский «канон» были включены 37 пьес, 2 поэмы и сборник сонетов.
Творчество Шекспира принято делить на три периода. К первому периоду (1591—1601) относятся преимущественно комедии («Сон в Иванову ночь», «Двенадцатая ночь», «Укрощение строптивой», «Веселые Виндзорские кумушки», «Венецианский купец», «Как вам это понравится», «Много шума попусту», «Бесплодные усилия любви»), трагедии «Ромео и Джульетта» и «Юлий Цезарь» и целый ряд исторических хроник («Генрих VI», «Ричард III», «Король Иоанн», «Ричард II», «Генрих IV»,
Шекспиру не пришлось изобретать заново азбуки театрального искусства: к моменту появления в Лондоне будущего великого драматурга оно уже возмужало и сложилось, создав благодатную почву для гения. Изящно-пасторальный мир Джона Лили (1554—1606), трагический титанизм Кристофера Марло (1564—1593), увлекательная сюжетность Роберта Грина (1558—1592), острый драматизм Томаса Кида (1558—1594) — все это соединилось в шекспировском театре, демонстрирующем разнообразие драматургических жанров и виртуозность стилистических приемов. К самым ранним произведениям Шекспира обычно относят его исторические хроники. Этот жанр возник в английском театре независимо от античной традиции и особенно полно отвечал национальным запросам. Прозаические хроники были популярным жанром английской средневековой литературы, именно из них черпал впоследствии Шекспир сюжеты своих великих «северных» трагедий, особый интерес имела для него хроника Холиншеда (1577), где рассказывалась, в частности, и печальная история принца Датского.
Жанр исторической хроники формировался на основе традиций средневекового театра. Но если в религиозных мистериях, популярных у европейского зрителя позднего средневековья, были представлены в аллегорическом воплощении судьбы мира, то исторические хроники ориентированы на национально-государственную проблематику и в центре их — судьбы отечества. Проблемы законопорядка, престолонаследия и гражданского мира живо волновали шекспировских современников, еще хранивших в памяти историю феодальных кровавых смут. Поэтому магистральным сюжетом шекспировских хроник является становление английской государственности, что определило их проблематику и жанровое своеобразие.
Лучезарность мироощущений Шекспира выразилась в комедиях. Античная комедия была преимущественно сатирической и нравоописательной. В европейском средневековом театре комедия заведомо была отнесена к жанрам «низким», и в ней господствовал фарсовый площадной юмор.
Самый популярный тип такой комедии — фарс, где действовали персонажи, представляющие своеобразные социальные маски (пройдоха-адвокат, развратник-священник, крестьянин-плут и т. д.). Материалом комедии обычно служил быт средневекового города, и столкновения персонажей определялись их меркантильными интересами. Шекспир открыл новые возможности комедии, сделав ее лирической и даже, как порой говорят, романтической. Комедия его выросла на новой, уже окультуренной почве европейского Ренессанса, создавшего свое представление об эстетической норме и видевшего в искусстве не грубую копию реальности, а воплощение идеальной природы. Поэтому традиционный сатирический элемент перестает играть в комедиях Шекспира решающую роль, а зачастую и вообще отсутствует. Для него меняются сами источники комического.
Над чем же смеется Шекспир и его благодарный зритель, не утративший вкуса к комедиям, возраст которых — четыре столетия? Смешное стареет быстрее всего, и порой то, что веселило двадцать лет назад, становится скучным и непонятным для нового поколения. Чтобы комедия «выжила» в течение четырех веков, она должна обладать необходимой универсальностью в самой трактовке комического. И именно это составило новаторство Шекспира.
Поплярное на сайте:
Художественный метод С. Дали
Сюрреалисты, и прежде всего Сальвадор Дали, обращаются к сложнейшим, загадочным явлениям, пытаясь привыкнуть к миру тайн человека и природы. Они изображают неживой мир, его предметы как живые и подчинившие себе человека. Сальвадор Дали к ...
Импрессионизм как течение
Импрессионизм, живопись импрессионистов… сегодня, в последние годы уходящего тысячелетия, одно лишь упоминание этих окрашенных эмоциями понятий неизменно вызывает теплые чувства у тех, кто знаком с творчеством представителей, быть может с ...
Шестая соборная мечеть
Начала строиться в 1914 году на Лагерной горе (ныне ул. Проломная, 23/1). Постройка мечети была завершена в 1918 году. Здание было деревянное, двухэтажное, с красивой резьбой. Первым имам-хатыбом был назначен башкир Хабибулла Габдулхакови ...
Навигация