Становление М.В. Нестерова как художника и характеристика его творчества

Статьи по культурологии » Творчество Нестерова на уроках » Становление М.В. Нестерова как художника и характеристика его творчества

Страница 1

Следя за ростом, за эволюцией М.В. Нестерова - художника, можно увидеть, как целеосознанно и последовательно он осуществлял особую программу, им в словах, естественно, не формулируемую. Происходит развитие, увеличение его образов. Он втягивается, подобно Сурикову, в историческое прошлое своей страны. То, что Нестеров был реалистом, в лучшем смысле слова художником правды, связанным с Россией, и с народом, в этом сомнений нет.

Говоря о его раннем творчестве, можно заметить, что Нестеров - один из замечательнейших исторических иллюстраторов в нашем искусстве. В лучших своих произведениях он никогда не шел по пути внешней иллюстрации. Считаются чудесными фантастически-реальными иллюстрации М. Нестерова к «Коньку-Горбунку», и совсем забытые, очень хорошими - к А.С. Пушкину.

Художник с необычной последовательностью воплотил в ряде образов судьбу русской женщины, ее «недолю» в старое время. В «отшельницах» и «отшельниках» Нестерова отсутствует самый мотив молитвенного экстаза, самомучения, покаяния, аскетизма. Горестная грустность, щемящая покорность судьбе - это налицо. Но вокруг нестеровских героинь не толстые стены келий, а природа, которая аккомпанирует даже картине «Великий постриг». Судьбу русской девушки М. Нестеров не погружает в горестный крестьянский быт, как это делали С.В. Иванов и В.М. Максимов, и никак ее не идеализирует, как это себе позволяли салонные художники К.Е. Маковский и С.С. Сагочко, а стремится ее образ обобщить.

«Не живопись была главным, - говорил М.В. Нестеров про своего «Пустынника» - первую картину, которая его прославила, - «Мне, как Перову, нужна была душа человеческая…».

Также следует отметить картину Нестерова (из его раннего творчества) «Видение отроку Варфоломею». За нее Нестерова называли декадентом и мистиком, видели в его живописи сходство с некоторыми французскими художниками.

В картинах М. Нестерова, посвященных жизни конкретно жившего в Древней Руси Сергия Радонежского, в детские годы носившего имя Варфоломея, художник следует легендам, записанным и сохранившимися в рукописной литературе тех лет. Элементы церковности, сияния вокруг головы у Нестерова - живописца связаны несравненно более с Пювисом де Шаванном и Филиппо Липпи, нежели с настоящей русской иконой. В рисунке, в передаче природы, в образах самого Сергия, мальчика и юноши, право нет ничего декадентского, т.е. нарочито вывернутого, искаженного, переутонченного, чересчур искусственного.

М.В. Нестеров был убежден в том, что «Явление отроку Варфоломею» - его лучшее произведение, наиболее полно и совершенно выразившее его художественный идеал. Он всегда утверждал: «Жить буду не я. Жить будет «Отрок Варфоломей». Вот если через 30, 50 лет после моей смерти он еще что-то будет говорить людям - значит он жив, значит жив и я».

Образ Сергия Радоженского - как народного святого - был близок М. Нестерову с детства. М. Нестеров на этой картине так поставил фигуру старца по отношению к отроку, что то, что происходит на картине, вопринимается зрителем не как «Встреча отрока со старцем» , а именно как «Видение отроку Варфоломею»: старец мнится, не пришел к дубу, как пришел мальчик по лугу, а «вдруг отделился от темного ствола большого дерева» - и предстал пред отроком, пошедшим в поле за конями.

За год до «Христовой невесты» М. Нестеров создал рисунок «У креста»: среди широкого среднерусского простора девушка-подросток с лицом Марии Ивановны (первой жены художника) молится у покачнувшегося креста. В этом рисунке М. Нестеров, как будто приближается к теме «Христовой невесты».

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Поплярное на сайте:

Стивен Спилберг: фильмография
2003 Поймай меня, если сможешь 2002 Особое мнение 2001 Искусственный интеллект 1999 The Unfinished Journey 1998 Спасти Рядового Райана 1997 Амистад 1997 Парк Юрского периода 2: Затерянный мир 1993 Список Шиндлера 1993 Парк Юрского Периода ...

Жизнь и творчество Феофана Грека
Это один из немногих византийских мастеров-иконописцев, чье имя осталось в истории, возможно, благодаря тому, что, находясь в расцвете творческих сил, он покинул родину и до самой смерти работал на Руси, где умели ценить индивидуальность ...

Эпоха на рубеже XIX – XX в.в
Творчество Врубеля приходится на конец XIX начало XX в.в. Это время формирования нового стиля. Этот стиль в разных странах получает разные названия: во Франции, Бельгии и Англии – это «Арнуво», в Германии – «Югендстиль», в Австро-Венгрии ...