Снова в Феодосии

Страница 9

Среди волн. 1898

Холст, масло. 285 х 429 см

Феодосийская картинная галерея им. И. К. Айвазовского

Современники свидетельствуют, что Айвазовский написал эту огромную картину в течение десяти дней. Он всегда работал легко, быстро, артистично. Никогда не скрывая своих профессиональных секретов, художник часто писал картины в присутствии не только учеников, но и посетителей его мастерской. Вот как рассказывает о работе живописца один из его друзей: « в широком живописном халате, с палитрой и кистью в руках, с молодыми блестящими глазами, устремленными на оживающее полотно, художник был положительно эффектен. Он не стеснялся гостей, усиленно приглашая нас каждое утро в свою мастерскую. По легкости, видимой непринужденности движения руки, по довольному выражению лица можно было смело сказать, что такой труд - истинное наслаждение».

Именно с таким наслаждением, увлеченностью, энергией, зоркостью взгляда, что отличали Айвазовского в юности, исполнено и это полотно. Картина написана уверенной рукой 82-летнего мастера, и при взгляде на нее и речи не может быть о каком-либо угасании таланта. Здесь полно и ясно выявился импровизационный метод работы Айвазовского. «Сюжет картины, - говорил художник, - слагается у меня в памяти, как сюжет стихотворения у поэта, я приступаю к работе и до тех пор не отхожу от полотна, пока не выскажусь на нем моею кистью».

С точным расчетом и вместе с тем свободно и артистично, без дальнейших поправок ложится под кистью художника краска на холст. Кажется, едва касаясь поверхности картины, он воссоздает бездонную прозрачность морской глубины и тут же энергичными тугими мазками пишет вздымающиеся гребни волн. Абсолютное владение живописной техникой лежит в основе каждой марины Айвазовского.

Взгляд погружается в хаос водной стихии, но ему не скучно следить за изменениями цвета бушующего моря и тонко разработанным освещением волн и неба. В глухой черноте облаков вдруг возникает робкий луч света, и в центре картины, на гребнях рождающихся волн, в их глубине, на кружеве пены свет начинает разыгрывать сложную и богатую живописную симфонию.

Созданный художником на этом полотне образ моря наиболее близок пушкинской поэзии, бывшей всю жизнь для Айвазовского самым высоким мерилом творчества:

Есть упоение в бою

И бездны мрачной на краю,

И в разъяренном океане,

Средь грозных волн и бурной тьмы.

О самом же художнике можно также сказать словами поэта: «Он был, о море, твой певец».

Античная эстетика не отделяла мир природы от внутреннего мира человека. Она разработала понятие катарсиса, означавшего эстетическое переживание всего прекрасного, в том числе и прекрасного в природе. Сложилось целое учение об аффектах души. Широко распространенной была мысль: человек способен воспринимать гармонию, потому что сама душа его состоит из гармонии.

Струны души звенят в такт музыки жизни, у нее тот же порядок, лад, ритм. Душа есть, подобно космосу музыкальный инструмент. Душа гармонична потому, что гармоничен видимый и слышимый нами мир. Она столь же сложна, беспредельна и музыкальна, как и космос. Гармония вселенной и гармония человеческой души составляют единую и мощную симфонию бытия. Была доказана основополагающая мысль, что красота есть могучая сила внешнего мира, проникающая в душу и наполняющая ее высоким смыслом. Человек подобен растению, которое по мере движения солнца поворачивается к нему, вбирая его свет и тепло. Человек вбирает в себя красоту мира, обращая к нему свои глаза и уши.

Отсюда проистекала вера в чудодейственное значение красоты - космической и художественной, способной духовно переродить, исправить и возвысить человека. Гигиена души и собирание сил посредством внешней гармонии совершенно необходимы для нормальной жизнедеятельности человека. В этих целях используется также и созерцание прекрасной природы.

Страницы: 4 5 6 7 8 9 10 11

Поплярное на сайте:

Литой лев Урарту
В развитии литейных ремесел древних племен Закавказья и Скифии значительную роль сыграла урартская техника литья, особенно техника художественного литья. Многие племена Армянского нагорья, теснимые завоевателями (главным образом Ассирией ...

Основные способы росписи тканей
При каждом способе художественной росписи (кроме трафарета) ткань натягивают на рамку. При натяжении необходимо следить за тем, чтобы она не перекашивалась, чтобы нити основы и утка были перпендикулярны друг другу. Отрезанная нужного разм ...

Зарождение хохломской росписи
Уже в те далекие времена, о которых мы пытаемся составить представление, по данным археологических раскопок, в Заволжье занимались изготовлением деревянной посуды. Дерево было самым удобным и доступным материалом для создания предметов бы ...