Порядок творения подчеркивается часто введением числовых показателей, которые относятся или к порядковому номеру этапа творения, или количеству элементов мироздания, возникающих на данном этапе его развития. В идеальной схеме оба эти варианта сводится к одному, имеющему примерно следующий вид: «один объект на первом шаге порождает два объекта» – «два объекта на втором шаге порождают три объекта» – «три объекта на третьем шаге…» (такая форма находит подтверждении в безразличии к размежеванию количественной и порядковой функции чисел в ряде архаичных культур, например в китайской традиции). Указанная структура основана на мифопоэтической логике схем порождения, зафиксированных во многих мифах творения например, шумерская, где Номму, праматерь всего сущего, порождает гору, на которой обитали Ан (небо) и Ки (земля); они порождают Энлиля, хозяина земли, основателя Ниппура. В наиболее полном виде подобная схема представлена в начале Книги Бытия: «и сказал бог: да будет свет… и отделил бог свет от тьмы. И назвал бог свет днем, а тьму ночью…день один. – и сказал бог: да будет твердь посреди воды… и создал бог твердь и отделил воду… и назвал бог твердь небом… день второй…» и т.д. вплоть до седьмого дня; в исходной ситуации «земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездной». Подобным же образом, но без числового упорядочения построена гераклеопольская версия мифа о сотворении мира, где объекты появляются в следующем порядке: небо и земля; воздух; растения, животные, птицы, рыбы; свет; молельня; князья… Иногда порядок творения подчеркивается не только числовыми показателями, но и чередованием вопросов и ответов, отсылающим нас к практике основного (годового) ритуала. Сходная ситуация в ведийских брахмодья–словесной части ритуала, построенной как серия загадок и отгадок на космогонические темы. Подобные схемы определяют космогонические мифы и в традициях не прошедших через стадию литературной обработки. Так, широко распространенный в Евразии и Северной Америке космогонический миф, в котором творцом мира выступает гагара, строится в соответствии с принципом: ныряет в море одна птица и остается там один день. Потом ныряют две птицы и остаются там два дня и т.д. Наконец, ныряют в море семь птиц и остаются там семь дней, в результате чего был сотворен мир. Таково строение космогонических мифов в отношении последовательности этапов творения и содержания каждого из них. В целом космогонический миф соответствует сюжетной схеме, в которой движение осуществляется в следующих направлениях: от прошлого к настоящему, от божественного к человеческому, от космического природного к культурному и социальному, от стихий к артефактам (вещам и соответствующим институциям), т.е. внешнего и далекого к внутреннему и близкому.
Для типологии космогонических мифов существенен еще ряд параметров. Один из них связан с ответом на вопрос «как произошло творение?». «Нулевое» значение этого параметра – ответ «так и было» (без каких либо мотивировок и объяснений). Происхождение космоса или его частей предстает как превращение тех или иных объектов в другие (австралийские тотемные предки, свершив свой маршрут и «утомившись», спонтанно превращаются в скалы, холмы, деревья, животных); пространственное перемещение, добывание или похищение у первоначальных хранителей (гагара, утка, нырок и т.п. добывают грязь или ил, из которых возникает мир, как в мифах народов Сибири, бурят, американских индейцев); изготовление демиургом или богом – творцом (наиболее типичный пример – библейская космогония, где бог с самого начала выступает как единственный творец и мироустроитель, и все стадии творения – «шестидневье» – суть акты его творческой воли; в религиях Востока – маздеизме, манихействе, богомильстве – образ творца двоится: добрый и мудрый творец создает все хорошее, полезное для человека, а его злой соперник вредное и дурное). Широко распространен мотив биологического порождения космических объектов, богов и людей творцом (космогонический процесс предстает при этом как цепь рождений богов, моделирующих те или иные природные объекты, и нередко связан, в этом случае, со сменой поколений богов и борьбой между ними, как в аккадской, западно-семитской, хетто-хуритской, греческой мифологиях). Порождение осуществляется часто каким-либо необычным способом: из частей тела творца (иногда сам творец при этом исчезает, превращается, гибнет – приносит себя в жертву или его убивают другие боги), путем изрыгания (египетский Атум, проглатывающий собственное семя и изрыгающий Шу и Тефнут), и нередко представляется как своеобразное извлечение объектов божеством из себя. Физическому порождению очень близко порождение предметов путем их словесного называния, поскольку последнее есть некая духовная эманация божества, а не творение из ничего (египетский Птах создает мир «языком и сердцем»); мотив возникновения вселенной по приказу (серия приказов в мифе маори), в результате которых совершаются основные космогонические акты, или мифы индейцев хайда, где подобные приказы отдает ворон. Перечисленные способы творения («порождение» в широком смысле слова) воспринимаются мифопоэтическим сознанием как эквивалентные, они часто сочетаются друг с другом или один в другой (возникновение мира благодаря вращению или увеличению земли в мифах индейцев хайда, луисеньо, сенека, помо, виннебаго и др., а также создание вселенной путем последовательного наращивания слоев, как в ацтекской космогонии или в представлениях некоторых народов Океании о космосе из девяти слоев, каждый из которых связан с особым классом мифологизированных существ).
Поплярное на сайте:
Василий Григорьевич Перов
Василий Григорьевич Перов родился в городе Тобольске в 1834 году. Его отцом был губернский прокурор барон Г. К. фон Кридинер. Но, появившись на свет до брака родителей, художник получил фамилию крёстного отца - Васильев. Правда, она ему п ...
Первые поселения
7 июня 1837 года высаживается десант русских войск на мыс Адлер, где создается укрепление. Ему дали название “Святого духа”.
13 апреля 1838 года, эскадра русского Черноморского флота под командованием контр-адмирала Артюхова высадила в у ...
Цвета
Летом приветствуются яркие цвет — желтый, бирюзовый, малиновый салатовый, красный, насыщенны синий — и более сдержанные пастельные оттенки — нежно-розовы сиреневый, сизый, золотистый, фисташковый, какао, голубой.
На фоне этой пестроты ос ...
Навигация