В Палате общин действуют постоянные, специальные, сессионные комитеты. Образуются также объединенные комитеты обеих палат Парламента.
Члены комитетов назначаются не палатой в целом, а Комитетом по отбору (Committee of Selection).
Комитет по отбору образуется Палатой общин в начале каждой сессии в составе 11 человек. Фактически члены этого комитета назначаются по соглашению между лидерами партий в Палате общин.
При формировании комитетов Комитет по отбору исходит из соотношения двух партий в Палате общин так, чтобы они были представлены в комитете пропорционально количеству мест в палате. Комитет по отбору руководствуется также квалификацией кандидатов.
Постоянные комитеты создаются в начале работы парламента нового созыва на срок его полномочий. Их основное назначение — постатейное рассмотрение биллей. Не существует каких-либо ограничений числа комитетов. Обычно в палате функционирует семь-восемь таких комитетов. Комитеты именуются условно — А, В, С, D и не специализируются по каким-либо вопросам. Единственные комитеты, которым присуща специализация, но не отраслевая, а территориальная, — это Большой Шотландский комитет, Большой Уэльсский комитет, Североирландский комитет. Имеется также комитет по рассмотрению биллей частных членов.
Большое влияние на организацию и деятельность постоянных комитетов оказывает спикер. Он решает вопрос, в какой постоянный комитет направить законопроект. Председатели постоянных комитетов назначаются спикером по его усмотрению.
Члены комитетов вправе предлагать поправки к любой обсуждаемой статье, а также предлагать новые статьи к биллю.
В составе постоянного комитета от 15 до 50 депутатов. Во время заседаний они располагаются, как и в Палате общин, — слева от председателя сидят члены оппозиции, справа — члены правительства. «Кнуты» наблюдают за работой комитетов и следят, чтобы во время заседаний имелся кворум постоянного комитета – 12-15 человек, в зависимости от общего числа членов.
Министры, в обязанности которых включено проведение законопроекта через постоянные комитеты, выступают в комитете от имени правительства.
Заседания постоянных комитетов открыты для публики. Содержание их заседаний публикуется в стенографических отчетах.
Специальные комитеты (Select Committees) - второй основной вид комитетов палаты. Их члены также выбираются Комитетом по отбору. Специальные комитеты состоят из 10-15 членов палаты.
В отличие от постоянных, специальные комитеты функционируют на постоянной основе. Некоторое число специальных комитетов учреждается из года в год в начале каждой сессии. В связи с этим такие комитеты получили наименование «сессионных» (сессионные комитеты).
Существует 14 специальных комитетов.
Основная задача специальных комитетов - расследование и проверка деятельности основных министерств. Поэтому система специальных комитетов привязана к структуре министерств. Это комитеты: по обороне; внутренним делам; иностранным делам; финансам и гражданской службе; энергетике; промышленности и торговле; транспорту; сельскому хозяйству; занятости; окружающей среде; образованию; науке и искусству; социальным делам; шотландским делам; валлийским делам. Кроме того, имеются специальные комитеты по европейскому законодательству, по делам парламентского уполномоченного и пр.
Система специальных комитетов была реорганизована в 1979 году. Существовавшая до этого система специальных комитетов не давала депутатам возможностей тщательно исследовать правительственную деятельность. Об английских парламентариях говорили, что они с завистью смотрят на американских конгрессменов, проводящих тщательное расследование правительственной деятельности. Реорганизация системы специальных комитетов в Англии проводилась с учетом американского опыта.
Комитет свободен в выборе конкретного предмета расследования. Он не должен получать для этого какого-либо одобрения со стороны правительства. Комитеты имеют право требовать представления необходимых для проведения расследования документов, назначать экспертов, вызывать свидетелей. Свидетель, отказавшийся явиться, виновен в неуважении к Палате общин (формально палата наделена правом заключить такое лицо в тюрьму).
Правительство практически всегда присылает министра на заседание специального комитета, но этот вопрос решается не комитетом, а премьер-министром.
На заседаниях комитета могут присутствовать и посторонние лица, если палата не примет иного решения. Заседания могут проходить и при закрытых дверях. В этом случае на них не может присутствовать никто из посторонних лиц, в том числе и депутаты, не являющиеся членами комитета.
После окончания работы комитет составляет доклад, который представляется Палате общин.
Поплярное на сайте:
Дитя хх века
Немногим более ста лет назад, в декабре 1895 года, в Париже на бульваре Капуцинок состоялся первый киносеанс. Зрители, которых привлекло необычное рекламное объявление, стали свидетелями чуда: на белом экране возникали призрачные, чёрно-б ...
Золотое и серебряное дело в Москве в XVII веке
В XVI веке Москва приобретает ведущее значение не только в русской культуре, но и в декоративно-прикладном искусстве – ведущее положение Москва сохраняет за собой до начала XVIII века, когда столица переносится в Петербург. В мастерских М ...
Изменение критериев художественности и художественного контакта
Конфликтная и смысловая плотность действительного мира в начале XX столетия такова, что он кажется значительно богаче художественного вымысла. Читателю достаточно было обратиться к огромному запасу впечатлений, непрерывно наслаивавшихся в ...
Навигация