Китай в период Сунской империи

Страница 1

В социальной жизни китайской империи X – XII вв. произошли некоторые изменения.

В X – XII вв. в феодальном Китае продолжался процесс обособления города от деревни. В разных районах страны возникали новые города, разрастались старинные поселения. Наряду с административными центрами к городам причислялись и военные крепости. Кроме того, начали складываться новые торгово-ремесленные пункты, которые назывались чжень и ши.

Города обычно были обнесены высокими стенами и рвами, ворота на ночь закрывались. За городскими стенами вырастали торгово-ремесленные посады, которые вновь окружали стенами, образуя внешний город.

К XI в. довольно высокого уровня достигло строительное искусство. Дворцовые постройки и дома знати с этого времени возводились в два-три этажа. Они отличались большой пышностью, были украшены резьбой, красным лаком и цветной черепицей.

В крупных городах имелось довольно хорошо налаженное городское хозяйство: специальные цехи занимались доставкой воды, очисткой городов от мусора и нечистот, несением пожарной службы.

Развитие городов в Китае было связано с расширением ремесленного производства, главным образом отраслей, обслуживающих господствующий класс.

Особенность ремесленного производства являлось увеличение добычи и обработки металлов. Одновременно расширилась добыча свинца, олова, ртути, золота, серебра; совершенствовалась техника плавки и обработки металлов; стали применяться каменный уголь и химические реактивы, а также гидрометаллургический метод плавки меди.

Большое распространение получило кузнечное дело. Основной продукцией ремесленников, изготовлявших металлические изделия, было оружие, ножи, гвозди, котлы, обручи, посуда.

Дальнейшего развития достигло производство высококачественных тканей. Десятки видов различных шелковых тканей изготавливались в южных провинциях (Чжэнцзян, Цзянсу, Сычуань); был изобретен способ тканья декоративного полотна. В XI в. в Китае появилось сырье, необходимое для изготовления хлопчатобумажных тканей: из Средней Азии и островов Индокитайского океана был завезен хлопок. Изобретение станка для очистки хлопка и многоверетенной прялки дало китайским мастерам возможность уже в XII –XIII вв. выпускать ткани из сплошной хлопчатобумажной нити без применения льна и конопли.

В сунский период значительно усовершенствовалось изготовление керамических и фарфоровых изделий, появились зеленые и серо-голубые сосуды, названные в Европе селадоновыми, и изделия, декорированные причудливой сеткой подглазуренных трещин, - так называемые кракле.

В то же время возникли и новые отрасли ремесла, которые обусловили новые научные открытия. Так, средневековые алхимики изобрели порох, нашедший применение в пиротехнике.

Развитие судостроения и мореходства потребовало создание примитивного компаса.

Важнейшим достижение китайской науки было изобретение книгопечатанья.

Широко было распространено изготовление бумаги.

На улицах китайского города располагалось бесчисленное количество мастерских по изготовлению одежды и обуви, мебели, домашней утвари, вееров, зонтов, туши, жертвенной утвари, ювелирных изделий и т.д.

Разделение труда между различными мастерскими происходило весьма интенсивно и сопровождалось увеличением числа ремесленных профессий: в ткацком производстве выделялись прядение, ткачество и крашение.

Основным типом ремесленных предприятий в городах была мастерская-лавка, где ремесленник трудился вместе с членами своей семьи, подмастерьями и учениками и сам продавал свои товары.

В XII – XIII вв. в ремесленных кварталах возникли уже мастерские и лавки значительных размеров. В XIV в. в Ханчжоу имелась шелкоткацкая мастерская, где по найму работали свыше 10 человек, получавших от хозяина одежду, пищу и ежедневную денежную плату.

Страницы: 1 2 3 4

Поплярное на сайте:

О жизни Гойи
Франсиско Хосе де Гойя-и-Лусиентес родился 30 марта 1746 года в маленькой испанской деревушке Фуэндетос, близ Сарагосы, в семье позолотчика. В 12 лет он стал учеником местного живописца Х. Мартинеса. В 17 лет он едет в Мадрид, чтобы попыт ...

Экспрессионизм
Его суть заключается в обостренном, часто гипертрофированном выражении с помощью исключительно художественных средств и приемов чувств и переживаний художника, иррациональных состояний его души, чаще всего трагического и экзистенциально-д ...

Происхождение древнегреческой драмы и театра
Появлению драмы в Греции предшествовал длительный период, на протяжении которого главенствующее место занимали сначала эпос, а затем лирика("Илиада", "Одиссея", произведения лирических поэтов VI в. до н.э.). Рождени ...