Во времена египетских фараонов, когда вдоль извилистых берегов Нила высились огромные храмы, присутствие богов ощущалось по всюду, даже среди заселявших землю животных. Лежащий в иле гиппопотам хранил дух Таурта, помогающего при деторождении. Беззвучно скользящий в тёмной воде Нила крокодил был воплощением Себека, хранителя речной жизни. Грациозная кошка, греющаяся в лучах солнца на камнях храма, была богиней удовольствия Баст. Даже затерявшаяся в тине лягушка наделялась божественными качествами. Все, кто умел летать, плавать или бегать, обладали недоступными простым смертным способностями. Неудивительно, что верховные божества принимали порой искаженный облик людей которыми им приходилось управлять. Осирис, верховный бог творения и власти, выглядел как человек. Его брат Сет, бог беспорядка и хаоса, олицетворял собой зло. Он имел тело человека и голову гиены, существа, живущего смертью. Супруга Осириса, царица Исида, правительница ветров, была женщиной-соколом. Каждый год её широкие сверкающие крылья приносили живительные дыхания весны.
Пантеон египетских богов очень велик, их культ восходит к первобытным временам, когда поклонялись тотему - зверю, покровителю племени. Божества египтян зверолики: покровитель умерших Анубис с головой шакала, павиан Тот- бог мудрости и письма, львиноголовая богиня войны Сохмет. Животные считались священными, их содержали при храмах, оказывая им почести, а после смерти бальзамировали и погребали в саркофагах: сохранились кладбища священных быков, баранов, кошек, даже крокодилов. Поэтому нас не должно удивлять особое, изысканное мастерство анимализма у египетских художников. Изображают ли они важного павиана или поджарую собаку с сосцами, отягчёнными молоком, или передают дикую грацию кошки - эти изображения по-своему совершенны.
Высшем культом был культ солнечного божества, грозного и благого, дающего жизнь и испепеляющего. Круг - подобие солнечного диска - постоянно встречается в египетских орнаментах. Обелиск - архитектурная форма, впервые созданная в Египте, - символизировал солнечный луч.
Воплощением солнечного божества, побеждающего силы мрака, был Бог Гор, светлый сокол, сын Осириса. Миф об Осирисе и Горе особенно важен для понимания египетского искусства.
Интересно, как фабула старого мифа была переосмыслена в рабовладельческой монархии Египта, и как соединялись с культом фараонов и представлениями о загробной жизни.
Когда царь умирал и на его место короновался другой, устраивалась традиционная мистерия: нового царя объявляли богом, воплощением Гора. А похороны умершего сопровождались заупокойным обрядом, где символически воспроизводилась история гибели Осириса, оплакивая его богиней Исидой и его воскресения. В Древнем царстве осирийские ритуалы относились только к особе фараона: впоследствии они распространились более широко и стали частью погребальной церемонии всякого знатного и богатого человека. Только рядовых общинников и рабов - хоронили без всяких церемоний: их просто зарывали в песок.
Умершего вельможу бальзамировали, осыпали драгоценностями, на грудь ему клали священный амулет - фигурку жука-скарабея. На скарабее было написано заклинание, призывающее сердце умершего не свидетельствовать против своего обладателя ан суде Осириса, куда тот должен был явиться. После суда и очищения наступала загробная жизнь, во всём похожая на земную. Чтоб покойник мог счастливо жить за гробом, его надо снабдить всем, чем он обладал на земле. Всем - вплоть до его собственного тела, избежавшего тления. Отсюда и обычай бальзамирования. Верили, что, кроме души и тела, есть ещё нечто промежуточное - призрачный двойник человека, его жизненная сила, называемая «Ка». Нужно, чтобы Ка всегда мог найти свою земную оболочку и вселиться в неё, - тогда, и душа будет чувствовать себя уверенно и спокойно. Поэтому, кроме самой мумии, в гробницу помещали портретную статую умершего, иногда не одну, причём портрет должен был быть очень похожим - иначе как же Ка опознает свой облик. Из этой традиции выросло знаменитое портретное искусство Египта. Египетские портреты своеобразны: они с удивительной силой передают индивидуальные черты, но выражение лица остаётся отвлечённым, психологически не расшифрованным. Переходящие переживания не интересовали: ведь изображался человек, освобождённый от времени, идущий в вечность. По крайней мере, в Древнем царстве портреты были спокойно-бесстрастными. Позже, в искусстве Среднего и особенно Нового царства, многое изменилось. Египетская религия была сравнительно гуманной: она никогда не требовала человеческих жертв. Она требовала только искусства. Не палачи, а художники обеспечивали умершему владыке посмертное благополучие. Множество небольших статуэток - «ушебти» - заменяли покойному слуг. На стенах гробницы располагались фризами росписи и рельефы с изображением вереницы земных событий: тут были войны, захват пленных, отдых властелина в кругу семьи, труд его рабов, труд ремесленных мастерских. В утаённых, замурованных погребальных камерах искусство развёртывало длинную и подробную повесть о земной жизни. И всех этих рельефов, статуй и росписей никто не видел, никто ими не любовался, - и не увидел бы, если бы не пытливость археологов, начавших в 19 веке исследования египетских захоронений.
Поплярное на сайте:
Костюмы итальянского раннего Возрождения 1420-1490 гг
Костюм является не только средством защиты от непогоды, но и знаком, символом, выражающим сложные понятия социальной жизни. Одежда указывала на национальную и сословную принадлежность человека, его имущественное положение и возраст, и с ...
Левитан Исаак Ильич
Многие живописцы изобразили на своих картинах природу. Чем ближе они проникали в окружающий их мир, тем богаче и тоньше становилось изображение на картинах самых обычных предметов.
Левитана называли певцом русской природы. Действительно, ...
Музыкальный театр Глюка
Наибольшая впечатляющая сила опер Глюка именно в условиях театра была прекрасно осознана самим композитором, который так отвечал своим критикам: «Вам это не понравилось в театре? Нет? Так в чем же дело? Если мне удалось что-нибудь в театр ...
Навигация