Клод Моне

Страница 2

Тогда же Моне с товарищами по мастерской Глейра часто пишет с натуры в лесу Фонтенбло, а летом 1864 года едет в Онфлёр в обществе Будена, Йонкинда и Базиля и селится вместе с последним в Сен-Симеоне, излюбленном месте художников.

В 1865 он впервые выставляется на Салоне, и его два морских пейзажа имеют скромный успех. Моне уезжает в Шайи, где селится в гостинице "Золотой лев" и работает над многочисленными этюдами к "Завтраку на траве", - все это вариации на тему знаменитого полотна Мане, выставленного на Салоне Отверженных в 1863 году. Для картины позируют Базиль и Камилла Донсьё, ставшая впоследствии спутницей его жизни. Этюды вызывают живой интерес Курбе, специально приехавшего в Шайи, чтобы следить за процессом рождения этой картины, выполненной на натуре.

Гюстав Курбе и карикатурист Оноре Домье были поистине кумирами художников, далеких от официально признанной живописи. Произведения обоих - достаточно вспомнить "Мастерскую художника" Курбе и "Вагон третьего класса" Домье - шокировали официальные круги своим реализмом, а также выбором сюжетов, считавшихся вульгарными и недостойными изображения на полотне. Оба они стояли у истоков реализма - течения, предполагавшего не только слияние с природой и пленэрную пейзажную живопись, но и поиск выразительных средств для художественного воплощения действительности, где каждый человек, независимо от социального положения, играет свою роль. Вполне понятно, что Моне восхищался Курбе и с интересом изучал его технику, особенно использование темного фона.

В картине "Камилла в зеленом" - портрете подруги Моне в полный рост, написанном в 1866 году, - художник несомненно отдает дань живописной технике Курбе. Именно эта работа выставляется на Салоне 1866 года и получает благосклонные отзывы критики; о нем начинают говорить в печати, и отголоски его успеха долетают до Гавра, позволяя ему вновь завоевать уважение своей семьи. В тот период художник работает в Виль д'Авре, где пишет с натуры большое полотно "Женщины в саду"; для всех четырех женских фигур позирует одна модель - Камилла. Картина эта, купленная Базилем, была отвергнута жюри Салона 1867 года.

Это время было очень тяжелым для Моне, крайне стесненного в средствах, постоянно преследуемого кредиторами и даже пытавшегося покончить с собой. Художнику приходится все время переезжать с места на место, то в Гавр, то в Сент-Адресс, то в Париж, где он пишет замечательные городские пейзажи. Затем он снова едет в Нормандию, в Этрета, где ему помогает коммерсант Годибер, который, веря в него, покупает несколько картин и предоставляет ему в 1869 году дом в Сен-Мишель де Буживаль, деревне на берегу Сены в нескольких километрах к северо-западу от Парижа.

В Сен-Мишель к нему часто приезжает Огюст Ренуар, и художники начинают вместе работать над одними и теми же сюжетами. На этом этапе природа становится самым настоящим объектом исследования. Здесь, недалеко от Парижа, между Шату и Буживалем, на берегу одного из рукавов Сены, художники находят колоритнейший уголок, как нельзя более подходящий для изучения бликов и отблесков на воде, - маленький ресторанчик и примыкающую к нему купальню, место воскресного отдыха зажиточных парижан. Внимание художника привлекают прежде всего мимолетные эффекты в постоянно меняющейся природе; эта ориентация сама по себе становится творческим кредо Моне, которому он остается верен и в последующие годы.

Из их совместной творческой деятельности рождаются знаменитые виды купальни и ресторанчика, известных под названием "Лягушатник". Эта картина, как и написанная двумя годами раньше "Терраса в Сент-Адресс", свидетельствуют о влиянии на живопись Моне восточного искусства, распространившегося во Франции во второй половине века в связи с началом коллекционирования японской графики. В японском искусстве Моне и его современники открыли новые многообещающие возможности воспроизведения окружающего мира в гармонии с "чувством атмосферы".

Именно на основе живописи Моне можно наиболее плодотворно исследовать все сложности взаимоотношений между импрессионизмом и японским влиянием. Всю свою жизнь был страстным поклонником японского искусства. Говорили, что на стенах его дома в Аржантейе, когда он жил там в 70-е годы, висели японские веера; в последнем его доме, в Живерни, все еще хранится обширная коллекция японских гравюр, собранных им за годы творчества; а в 1892 году Эдмон де Гонкур записал в своем дневнике, что он часто встречал Моне в Галерее Бинт, центре торговли восточными произведениями.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Поплярное на сайте:

Российский кинематограф
Становление российского кино происходило тяжело и долго, так как оно родилось уже при развитом кино в других странах: Америке, Франции, Германии, Дании, Италии и др. Выпуск первых фильмов, несмотря на крайнюю примитивность “экранизации”, ...

Основные идеи направления
Одним из первых шагов сюрреализма было также сосредоточение на своеобразно пассивно-активной роли автора, когда субъективное определялось как объективное, как игра могучего подсознательного, существующего будто бы само по себе, независим ...

Пост-пушкинская трагедия
Если Пушкина в день смерти назвали "солнцем русской поэзии", то ее луной, "солнцем неспящих", стал Лермонтов. Он обладал даром придать высоту чистой, беспримесной, прозрачной, как слеза, трагедии любому жанру, к которо ...