В уединенных горах Рериха не покидало чувство ответственности за то, что происходило в мире. Даже голый утес, по которому, возможно, когда-то скользнула тень Учителя, должен напомнить путнику о его долге перед человечеством, нести весть о любви, благословлять на добрые деяния. Эта философская мысль художника и определила идейное содержание и построение картины «Тень Учителя».
В искусстве Рериха большое место занимают образы русских подвижников. В 20-е годы одна за другой появляются картины: «И мы открываем врата», «И мы трудимся», «И мы не боимся», «И мы продолжаем лов», «Св. Сергий-строитель». В этих произведениях на фоне поэтически написанных русских пейзажей изображены подвижники, которые проводят свои дни в неустанных заботах: они трудятся, призывают к добру, подвигу.
В 20 - 40-х годах Рериха начинают интересовать широко известные в истории и искусстве героические образы женщин, которые звали на подвиг. Так появляется триптих «Жанна д’Арк» и полотно «Настасья Микулична».
Кисти Рериха принадлежат и символические произведения, в которых он в понятия Женщина, Мать стремился вложить священный для всех народов смысл и возвеличить женщину как воительницу за прекрасное будущее человечества. Нередко при этом он использовал уже веками существующий образ богоматери и интерпретировал его по-своему.
В 1932 году была исполнена композиция «Oriflamma» («Пламенная мадонна»). В ней рисуется спокойный величественный образ мадонны. На руках у нее - полотнище с символом Знамени мира. В свое время это произведение было широко известно мировой общественности. Оно находилось в одном из помещений Международного Союза Пакта Рериха в Брюгге.
В последний период творчества Рерих много внимания уделял пейзажу, в который вкладывал глубокий смысл. Огромный раздел здесь занимают произведения с изображением гор. Рерих запечатлевает ледники Каракорума, вечные снега Алтая, каменистые уступы Тибетского нагорья, горные озера, бурные реки. Многообразен рельеф его пейзажей. Но особенно близким, ярким источником вдохновения стали для него Гималаи. Восточным Гималаям он посвятил более шестисот произведений. Среди них и такое значительное и известное полотно, как «Помни!» (1945).
В некоторые пейзажи были введены жанровые и культовые сцены. Часто среди гор, у водных источников художник изображал отшельников.
Рерих любил горы во всем их многообразии: в яркой феерии закатов и в ночной тишине, в снежных ураганах и сиянии солнца, в их реальном естественном виде и в преломлении индийской мифологии. Каждый мотив, за какой бы он ни брался, он передавал с непостижимым мастерством. Многие из его картин стали для зрителей художественным открытием .
Николай Константинович Рерих умер13 декабря 1947 года. Но он навсегда сохранился в сердцах народа. Он всегда думал о родине. И через все жизненные бури и невзгоды он пронес свое светлое, искреннее чувство любви к России, преданности ей.
Поплярное на сайте:
Демоническое
Переселение было внезапным и чуть ли не случайным. Осенью 1889 года Врубель поехал в Казань навестить заболевшего отца и на обратном пути остановился в Москве — всего на несколько дней, как он предполагал. Но Москва его затянула, закружил ...
Василий Дмитриевич Поленов
Поленов Василий Дмитриевич [20.5(1.6).1844, Петербург, - 18.7.1927, усадьба Борок, ныне Поленово Тульской области], русский живописец, действительный член петербургской АХ (1893), народный художник РСФСР (1926). Сын Д. В. Поленова. Учился ...
Российский кинематограф
Становление российского кино происходило тяжело и долго, так как оно родилось уже при развитом кино в других странах: Америке, Франции, Германии, Дании, Италии и др. Выпуск первых фильмов, несмотря на крайнюю примитивность “экранизации”, ...
Навигация