Революционная тематика заняла ведущее место в многонациональном К. СССР. Борьба за новый быт, новую социалистическую мораль против пережитков прошлого получила воплощение в фильмах режиссеров Я. А. Протазанова, Ф. М. Эрмлера, Е. В. Червякова, С. И. Юткевича, Г. М. Стабового, Г. Н. Тасина, М. Э. Чиаурели, А. И. Век-Назарова, Ю. В. Тарича, О. Н. Фрелиха и др. Главные достижения советского К. этих лет связаны с отображением эпических событий революционной борьбы. Огромное влияние на прогрессивное К. во всём мире оказали фильмы «Броненосец „Потемкин»» (1925) и «Октябрь» (1927) режиссера С. М. Эйзенштейна, «Мать» (1926) и «Конец Санкт-Петербурга» (1927) В. И. Пудовкина, «Арсенал» (1929) и «Земля» (1930) А. П. Довженко, «Элисо» (1928) Н. М. Шенгелая, в которых впервые средствами К. создан образ борющейся народной массы. Идейно-тематические поиски советских киноноваторов привели к обогащению и развитию языка К., в особенности монтажа как средства идейного истолкования отражаемых событий. С. М. Эйзенштейн, В. И. Пудовкин, Л. В. Кулешов уже в эти годы создали основополагающие труды по теории К.
Протест против коммерческой антихудожественной кинопродукции определил поиски передовых французских кинематографистов 20-х гг., входивших в группу «Авангарде (Л. Деллюк, Ж. Эпштейн, М. Л'Эрбье, Ж. Дюлак и др.). Это направление не имело политической программы, его участников объединяли лишь антибуржуазные настроения, нередко приводившие только к формальному экспериментаторству. Однако в группе «Авангард» начинали творческую деятельность режиссёры реалистического кино — А. Ганс, Ж. Ренуар, Р. Клер, Ж. Фейдер и др.
В Германии, где послевоенный кризис буржуазного общества проявился наиболее остро, наряду с коммерческими развлекательными фильмами, выполнявшими «утешительную» функцию, ставились и экспрессионистские фильмы, посвященные психопатологическим переживаниям людей, утративших контакт с окружающей их действительностью (режиссеры Р. Вине, П. Лени, отчасти Ф. Ланг), и реалистические фильмы, демократические по направленности (режиссеры Ф. В. Мурнау, К. Грюне, Г. В. Пабст, 3. Дудов). Была сделана попытка создания немецкого пролетарского К., организован «Союз народного кино» (1928). Однако после прихода к власти фашистов (1933) немецкое прогрессивное К. пришло в полный упадок, видные его деятели были вынуждены эмигрировать.
Господствующее место на экранах капиталистических стран оказалось у кинопромышленности США. Голливудские фильмы, демонстрировавшиеся на экранах почти всего мира. Острые социальные противоречия в жизни США получили отражение в отдельных фильмах ведущих кинорежиссёров — Ч. Чаплина, комическим гротеском подчёркивавшего трагедию жизни «маленького человека»; Э. Штрогейма, обличавшего власть денег («Алчность», 1923); К. У. Видора, поставившего один из лучших антивоенных «немых» фильмов («Большой парад», 1925), и др. В этих фильмах получили выражение демократические тенденции американской культуры.
Кино Швеции и Дании, выдвинувшее в начале 20-х гг. ряд талантливых режиссёров и актёров, не выдержало конкуренции Голливуда. Лучшие режиссёры и актёры уехали в др. страны — М. Стиллер и В. Шёстрём в США, Г. Гарбо в Германию, затем в США, К. Т. Дрейер во Францию, где поставил свой выдающийся фильм «Страсти Жанны д'Арк» (1927).
Английский кинематографический рынок уже в 20-е гг. был почти полностью во власти Голливуда. Наиболее значительное явление английского кино конца 20-х гг. — возникновение национальной школы документальных фильмов во главе с Дж. Грирсоном, на творчество которого оказали сильное влияние теоретические взгляды С. М. Эйзенштейна.
Поплярное на сайте:
Модернизм и постмодернизм
Толкование этих явлений в науке неоднозначно; если говорить обобщенно, модернизм понимается как художественная практика (кубизма, футуризма, абстракционизма, сюрреализма и др.), развернувшаяся с начала XX в. и продолжавшаяся вплоть до вто ...
Архитектура: традиционный японский дом
Конструкция традиционного японского дома сложилась к 17 18м векам. Он представляет собой деревянный каркас с тремя подвижными стенами и одной неподвижной. Стенами не несут функций опоры, поэтому они могут раздвигаться или даже сниматься, ...
Учение и работа в Италии
На одном из бальных вечеров у графа Лобковица, когда Глюк играл на клавире, сопровождая танцы, на него обратил внимание итальянский меценат граф Мельци. Он взял Глюка с собой в Италию, в Милан. Там Глюк провел четыре года (1737—1741), сов ...
Навигация